Парацельс об астрологии
Цитируется по книге Ф.Гратмана «Жизнь Парацельса и сущность его учения».
«Старая поговорка гласит, что мудрый может повелевать звездами, и я верю в это — не в том
смысле, в каком понимаешь ты, но в моем собственном. Звезды не дают нам ничего, чего мы не согласны
принять; они не склоняют нас ни к чему, чего мы бы сами не желали. Они свободны
со своей стороны, а мы — со своей. Ты веришь, что один человек более
удачлив в приобретении знаний, другой — в приобретении власти; один легче
достигает богатства, а другой — славы, и ты думаешь, что это определено
звездами; я же убежден, что причина в том, что один человек более других склонен приобретать и
удерживать определенные вещи, и склонность эта исходит от духа.[1] Нелепо верить, будто звезды
повелевают человеком. Все, что могут сделать звезды, можем сделать мы сами, ибо
мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше звезд»
«Человеческая душа
состоит из тех же самых элементов, что и звезды: но как мудрость Всевышнего
повелевает движением звезд, так и разум человека управляет влияниями, которые
обращаются и циркулируют в его душе. Эссенция звездного тела человека,
которую он притягивает от звезд, имеет материальную природу; но мы рассматриваем
ее как нечто духовное по причине того, что субстанция ее эфирна и невидимое
тело имеет большие размеры. Эссенции
звездного тела человека тесно связаны со звездными эссенциями небесных тел, и
первые притягивают силу последних; однако человек есть хозяин своей души, и он
может либо позволить этому притяжению происходить беспорядочным образом, либо
же управлять своими страстями и отвергать те влияния, которых он не желает.
В душе человека существует притягивающая сила, которая может
привлечь физические, умственные или нравственные болезни из Хаоса. Планетарные
влияния пронизывают всю природу, и человек может притянуть вредоносные качества
луны, звезд и других объектов; но луна, звезды и другие объекты также могут
притянуть вредоносное влияние человека и распространить его вновь посредством
своих лучей, поскольку природа есть нераздельное целое, части которого
неразрывно связаны».
«Три духа, объединенные в одном,
живут и действуют в человеке; три мира, объединенные в одном, бросают на него
свои лучи; но все три есть только отблеск, образ или отзвук одного
первоначального творения. Первый дух есть эссенция элементов: второй — душа
звезд; третий дух — жизнь. Низшие потребности человека определяются
жизнью элементов, но есть лишь единая жизнь, и та жизнь, что порождает потребности
человека, содержится во всех элементах — как в звездах, так и в растительных и
животных формах. Деятельность жизненной эссенции претворяется в растительных,
животных и человеческих формах; она становится жизнью земли, и жизнь земли излучается
обратно к звездам. Звезды
притягивают и отталкивают друг друга; они имеют свои симпатии и антипатии, и их
живые антипатии и симпатии, притяжения и отталкивания не могли бы существовать,
если бы не существовало между ними носителя жизни».
«Первичная материя,
образующая основу строения человеческого тела, впитывает влияния звезд, они
питают элементарное (физическое) тело, и посредством этих влияний душа
человеческая связывается и объединяется с душами звезд. Имея три мира в себе и
живя в трех мирах, человек должен учиться узнавать низшие элементы, понимать
звездные и знать вечные».
«Тело приходит от
элементов, душа — от звезд и дух — от Бога. Все, что можно понять разумом,
приходит от звезд»[2].
«Все знание приходит от звезд (Мирового Разума). Люди не изобретают и не
создают идей; идеи существуют, а люди могут уловить их. Если даже все
профессора музыки в мире в одночасье умрут, небеса — изначальный учитель музыки — не исчезнут и научат этому
искусству других людей. Существует множество идей, которые люди все еще не
уловили, множество звезд еще слишком далеки, чтобы создать сильную связь с
землей. Царство звезд и идей бесконечно,
и потому источник изобретений и открытий неисчерпаем».
«Физический человек получает свою пищу от земли; звездный человек
получает уклад своих чувств и мыслей от звезд; но дух обретает свою мудрость от
Бога. Как жар огня проходит сквозь железную печь, так и звездные
влияния со всеми своими свойствами проходят сквозь человека. Они проникают в
него, как дождь проникает в почву, и как почва становится плодородной благодаря
дождю, так и благодаря им становится плодородной человеческая душа: но принцип высшей Мудрости вселенной проникает в центр, озаряет его и
правит всем».
«Град
может побить плоды земли, вредоносные планетарные влияния могут вызвать эпидемии,
будучи притянуты душою земли, духовное средоточие человека может быть лишено
мудрости, и вместо нее может править тьма. Земля, животное царство и
физический человек подчиняются звездам; но духовный человек повелевает звездами
и элементами, подчиняет миры снаружи и мир внутри посредством мудрости, что
приходит от Бога. Камни, растения и животные подчиняются разуму, и человек
должен подчиняться воле и мудрости Бога. Индивидуальная земная человеческая
жизнь должна быть в согласии с законами, правящими вселенной; духовные
устремления человека должны быть направлены к тому, чтобы прийти в гармонию с
мудростью Бога. Если мы достигнем этого, внутреннее сознание будет
разбужено и сможет постичь влияния звезд, и таинства природы будут открыты его
духовному восприятию».
[1] Если эти склонности исходят от
духа, он должен был существовать прежде и приобрести их в предшествующих
воплощениях (Прим. Ф.Гартмана).
[2] Под «звездами» (astra) Парацельс понимает не физические тела
планет, а принципы, существующие в космосе и представленные звездами (Прим. Ф.Гартмана).
В связи с этим нужно крайне осторожно и избирательно подходить к трудам Ф.Гартмана и других учеников Е.П.Блаватской. И тем более в отношении тех, кто, как известно из истории Теософского движения, из писем Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих не выдержали испытания на пути ученичества. В таких трудах, особенно изданных уже после ухода Е.П. с физического плана, часто очень трудно провести границу между полученным через неё от Гималайских Адептов и собственными домыслами или внушенными братьями тьмы (как в случае с А.Бейли и её учителем - Тибетцем).
Комментарий К.С.:
Фрагменты из трудов Парацельса приведены по книге Ф.Гартмана
"Жизнь Парацельса и сущность его учения", вышедшей в печати в 1887
году. Данная книга была первой среди трудов автора, опубликованных в период его
участия в Теософском Обществе. И книга, вероятно, была проверена
Е.П.Блаватской, которая просматривала большую часть публикаций и делала
комментарии к ним, а так же поправки.
Хотя Ф.Гартман был одним из учеников Е.П.Блаватской и даже
секретарем Теософского Общества, к сожалению, он оказался человеком, который не
выдержал испытания, которое проходят все ученики.
========================
В статье «Самопознание»
Е.И.Рерих писала:
"Доверенные и ученики Белого Братства никогда не
шествовали путем роскоши и благополучия; последний никогда не был заповедан ни
одним Учением. Всюду указывался великий срединный, но высокий Путь, при котором
ученик может не голодать и даже иметь разумный комфорт в соответствии с данным
ему поручением, но он должен также уметь жертвовать и этим комфортом, если
обстоятельства того требуют.
Материальные затруднения на пути подвига — не из самых трудных, но
темные очень любят бить по этому слабому у многих месту, вызывая тем самым
наружу многие скрытые качества. Труднее борьба с темным сознанием людей.
Человеческая природа бездонна и тяжко чувствовать себя окруженным всякого рода
предательствами, столь участившимися в наше время массового одержания[1].
Однако, самой тяжкой,
самой упорной борьбой остается борьба со своими привычками и недостатками. Ведь
при касании к Учению и к Великой Иерархии Света, под воздействием непреложного
оккультного закона, истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее:
выступают наружу такие качества, которые иначе остались бы сокрытыми, как бы
дремлющими в нас, быть может, даже до следующего воплощения. Следует
часто перечитывать последние письма в «Чаше Востока»[2].
О том же говорит и Е.П.Блаватская в третьем томе «Тайной Доктрины»
(«Предупреждение всем изучающим эзотеризм»):
«Существует
странный закон в оккультизме, который был установлен и подтвержден на
протяжении тысячелетних опытов. Также в течение всех лет, истекших от начала
существования Теософского Общества, закон этот неизменно подтверждается в
каждом случае. Стоит только кому-либо вступить на путь "испытуемого",
как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть
выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем
состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших,
дурных или безразличных.Например, если человек, в силу атавизма или же
кармического наследства, тщеславен или чувственен или самомнителен, то все эти
пороки неминуемо выявятся в нем, даже если до сих пор ему удавалось успешно
скрывать и подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придется бороться с
ними во сто крат сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе
подобные наклонности.С другой стороны, если он добр, великодушен,
целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор
находившиеся в нем в скрытом или спящем состоянии, они так же неудержимо
проявятся, как и все остальное. Таким образом, цивилизованный человек, не
терпящий, чтобы его принимали за святого и потому налагающий на себя маску, не
будет в состоянии скрыть своей истинной природы, будь она низка или благородна.В области оккультного это есть
непреложный закон. Действие его тем ярче, чем серьезнее и искреннее желание,
выраженное кандидатом, и чем глубже он восчувствовал действительность и
значение принятого им на себя обязательства».Да, часто так называемые ученики и последователи Учения начинают
обнаруживать точно бы не свойственные им раньше черты. Истинно, прикасание к Источнику Света есть пробный камень
для каждого."
========================
В статье «Самопознание» Е.И.Рерих писала:
"Доверенные и ученики Белого Братства никогда не шествовали путем роскоши и благополучия; последний никогда не был заповедан ни одним Учением. Всюду указывался великий срединный, но высокий Путь, при котором ученик может не голодать и даже иметь разумный комфорт в соответствии с данным ему поручением, но он должен также уметь жертвовать и этим комфортом, если обстоятельства того требуют.
Материальные затруднения на пути подвига — не из самых трудных, но темные очень любят бить по этому слабому у многих месту, вызывая тем самым наружу многие скрытые качества. Труднее борьба с темным сознанием людей. Человеческая природа бездонна и тяжко чувствовать себя окруженным всякого рода предательствами, столь участившимися в наше время массового одержания[1]. Однако, самой тяжкой, самой упорной борьбой остается борьба со своими привычками и недостатками. Ведь при касании к Учению и к Великой Иерархии Света, под воздействием непреложного оккультного закона, истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее: выступают наружу такие качества, которые иначе остались бы сокрытыми, как бы дремлющими в нас, быть может, даже до следующего воплощения. Следует часто перечитывать последние письма в «Чаше Востока»[2].
О том же говорит и Е.П.Блаватская в третьем томе «Тайной Доктрины» («Предупреждение всем изучающим эзотеризм»):
«Существует странный закон в оккультизме, который был установлен и подтвержден на протяжении тысячелетних опытов. Также в течение всех лет, истекших от начала существования Теософского Общества, закон этот неизменно подтверждается в каждом случае. Стоит только кому-либо вступить на путь "испытуемого", как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, дурных или безразличных.Например, если человек, в силу атавизма или же кармического наследства, тщеславен или чувственен или самомнителен, то все эти пороки неминуемо выявятся в нем, даже если до сих пор ему удавалось успешно скрывать и подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придется бороться с ними во сто крат сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе подобные наклонности.С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор находившиеся в нем в скрытом или спящем состоянии, они так же неудержимо проявятся, как и все остальное. Таким образом, цивилизованный человек, не терпящий, чтобы его принимали за святого и потому налагающий на себя маску, не будет в состоянии скрыть своей истинной природы, будь она низка или благородна.В области оккультного это есть непреложный закон. Действие его тем ярче, чем серьезнее и искреннее желание, выраженное кандидатом, и чем глубже он восчувствовал действительность и значение принятого им на себя обязательства».Да, часто так называемые ученики и последователи Учения начинают обнаруживать точно бы не свойственные им раньше черты. Истинно, прикасание к Источнику Света есть пробный камень для каждого."
________________________________________
[1] Примечание К.С.: Форм одержания много. Но одни из самых массовых – одержания ложными идеями, предрассудками, суевериями, легкомысленными и абсурдными теориями, распространяемыми деятелями науки, религии и искусства. Конечно, многие из них делают это из самых искренних побуждений для блага всех и даже во имя Просвещения. Несомненно корень этих одержаний в невежестве (неведении о нравственных Законах, управляющих Жизнью) и омраченности (желаниями, чувствами, страстями, которые обусловлены этим неведением).
[2]«Чаша Востока» — составленный и переведенный на русский язык Е.И.Рерих сборник извлечений из писем Махатм известному деятелю раннего этапа деятельности Теософского Общества А.П. Синнетту.
========================
Весьма познавательно исследование С.Целуха «Франц Гартман в Жизни
Елены Блаватской», опубликованное на сайте Культурно-просветительского портала
«АДАМАНТ», которое можно прочесть по следующей ссылке: https://u.to/HzsNFQ
В связи с этим нужно крайне осторожно и избирательно подходить к трудам Ф.Гартмана и других учеников Е.П.Блаватской. И тем более в отношении тех, кто, как известно из истории Теософского движения, из писем Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих не выдержали испытания на пути ученичества. В таких трудах, особенно изданных уже после ухода Е.П. с физического плана, часто очень трудно провести границу между полученным через неё от Гималайских Адептов и собственными домыслами или внушенными братьями тьмы (как в случае с А.Бейли и её учителем - Тибетцем).
Комментариев нет:
Отправить комментарий