Парацельс об астрологии

Парацельс об астрологии


Цитируется по книге Ф.Гратмана «Жизнь Парацельса и сущность его учения».


«Старая поговорка гласит, что мудрый может повелевать звездами, и я верю в это — не в том смысле, в каком понимаешь ты, но в моем собственном. Звезды не дают нам ничего, чего мы не согласны принять; они не склоняют нас ни к чему, чего мы бы сами не желали. Они свободны со своей стороны, а мы — со своей. Ты веришь, что один человек более удачлив в приобретении знаний, другой — в приобретении власти; один легче достигает богатства, а другой — славы, и ты думаешь, что это определено звездами; я же убежден, что причина в том, что один человек более других склонен приобретать и удерживать определенные вещи, и склонность эта исходит от духа.[1] Нелепо верить, будто звезды повелевают человеком. Все, что могут сделать звезды, можем сделать мы сами, ибо мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше звезд»

«Человеческая душа состоит из тех же самых элементов, что и звезды: но как мудрость Всевышнего повелевает движением звезд, так и разум человека управляет влияниями, которые обращаются и циркулируют в его душе. Эссенция звездного тела человека, которую он притягивает от звезд, имеет материальную природу; но мы рассматриваем ее как нечто духовное по причине того, что субстанция ее эфирна и невидимое тело имеет большие размеры. Эссенции звездного тела человека тесно связаны со звездными эссенциями небесных тел, и первые притягивают силу последних; однако человек есть хозяин своей души, и он может либо позволить этому притяжению происходить беспорядочным образом, либо же управлять своими страстями и отвергать те влияния, которых он не желает. В душе человека существует притягивающая сила, которая может привлечь физические, умственные или нравственные болезни из Хаоса. Планетарные влияния пронизывают всю природу, и человек может притянуть вредоносные качества луны, звезд и других объектов; но луна, звезды и другие объекты также могут притянуть вредоносное влияние человека и распространить его вновь посредством своих лучей, поскольку природа есть нераздельное целое, части которого неразрывно связаны».

 «Три духа, объединенные в одном, живут и действуют в человеке; три мира, объединенные в одном, бросают на него свои лучи; но все три есть только отблеск, образ или отзвук одного первоначального творения. Первый дух есть эссенция элементов: второй — душа звезд; третий дух — жизнь. Низшие потребности человека определяются жизнью элементов, но есть лишь единая жизнь, и та жизнь, что порождает потребности человека, содержится во всех элементах — как в звездах, так и в растительных и животных формах. Деятельность жизненной эссенции претворяется в растительных, животных и человеческих формах; она становится жизнью земли, и жизнь земли излучается обратно к звездам. Звезды притягивают и отталкивают друг друга; они имеют свои симпатии и антипатии, и их живые антипатии и симпатии, притяжения и отталкивания не могли бы существовать, если бы не существовало между ними носителя жизни».

«Первичная материя, образующая основу строения человеческого тела, впитывает влияния звезд, они питают элементарное (физическое) тело, и посредством этих влияний душа человеческая связывается и объединяется с душами звезд. Имея три мира в себе и живя в трех мирах, человек должен учиться узнавать низшие элементы, понимать звездные и знать вечные».
«Тело приходит от элементов, душа — от звезд и дух — от Бога. Все, что можно понять разумом, приходит от звезд»[2].

«Все знание приходит от звезд (Мирового Разума). Люди не изобретают и не создают идей; идеи существуют, а люди могут уловить их. Если даже все профессора музыки в мире в одночасье умрут, небеса — изначальный учитель музыки — не исчезнут и научат этому искусству других людей. Существует множество идей, которые люди все еще не уловили, множество звезд еще слишком далеки, чтобы создать сильную связь с землей. Царство звезд и идей бесконечно, и потому источник изобретений и открытий неисчерпаем».

«Физический человек получает свою пищу от земли; звездный человек получает уклад своих чувств и мыслей от звезд; но дух обретает свою мудрость от Бога. Как жар огня проходит сквозь железную печь, так и звездные влияния со всеми своими свойствами проходят сквозь человека. Они проникают в него, как дождь проникает в почву, и как почва становится плодородной благодаря дождю, так и благодаря им становится плодородной человеческая душа: но принцип высшей Мудрости вселенной проникает в центр, озаряет его и правит всем».

«Град может побить плоды земли, вредоносные планетарные влияния могут вызвать эпидемии, будучи притянуты душою земли, духовное средоточие человека может быть лишено мудрости, и вместо нее может править тьма. Земля, животное царство и физический человек подчиняются звездам; но духовный человек повелевает звездами и элементами, подчиняет миры снаружи и мир внутри посредством мудрости, что приходит от Бога. Камни, растения и животные подчиняются разуму, и человек должен подчиняться воле и мудрости Бога. Индивидуальная земная человеческая жизнь должна быть в согласии с законами, правящими вселенной; духовные устремления человека должны быть направлены к тому, чтобы прийти в гармонию с мудростью Бога. Если мы достигнем этого, внутреннее сознание будет разбужено и сможет постичь влияния звезд, и таинства природы будут открыты его духовному восприятию».
[1] Если эти склонности исходят от духа, он должен был существовать прежде и приобрести их в предшествующих воплощениях (Прим. Ф.Гартмана).
[2] Под «звездами» (astra) Парацельс понимает не физические тела планет, а принципы, существующие в космосе и представленные звездами (Прим. Ф.Гартмана).

Комментарий К.С.: 


Фрагменты из трудов Парацельса приведены по книге Ф.Гартмана "Жизнь Парацельса и сущность его учения", вышедшей в печати в 1887 году. Данная книга была первой среди трудов автора, опубликованных в период его участия в Теософском Обществе. И книга, вероятно, была проверена Е.П.Блаватской, которая просматривала большую часть публикаций и делала комментарии к ним, а так же поправки.


Хотя Ф.Гартман был одним из учеников Е.П.Блаватской и даже секретарем Теософского Общества, к сожалению, он оказался человеком, который не выдержал испытания, которое проходят все ученики.


========================

В статье «Самопознание» Е.И.Рерих писала:

"Доверенные и ученики Белого Братства никогда не шествовали путем роскоши и благополучия; последний никогда не был заповедан ни одним Учением. Всюду указывался великий срединный, но высокий Путь, при котором ученик может не голодать и даже иметь разумный комфорт в соответствии с данным ему поручением, но он должен также уметь жертвовать и этим комфортом, если обстоятельства того требуют.

Материальные затруднения на пути подвига — не из самых трудных, но темные очень любят бить по этому слабому у многих месту, вызывая тем самым наружу многие скрытые качества. Труднее борьба с темным сознанием людей. Человеческая природа бездонна и тяжко чувствовать себя окруженным всякого рода предательствами, столь участившимися в наше время массового одержания[1]. Однако, самой тяжкой, самой упорной борьбой остается борьба со своими привычками и недостатками. Ведь при касании к Учению и к Великой Иерархии Света, под воздействием непреложного оккультного закона, истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее: выступают наружу такие качества, которые иначе остались бы сокрытыми, как бы дремлющими в нас, быть может, даже до следующего воплощения. Следует часто перечитывать последние письма в «Чаше Востока»[2].

О том же говорит и Е.П.Блаватская в третьем томе «Тайной Доктрины» («Предупреждение всем изучающим эзотеризм»):

«Существует странный закон в оккультизме, который был установлен и подтвержден на протяжении тысячелетних опытов. Также в течение всех лет, истекших от начала существования Теософского Общества, закон этот неизменно подтверждается в каждом случае. Стоит только кому-либо вступить на путь "испытуемого", как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, дурных или безразличных.Например, если человек, в силу атавизма или же кармического наследства, тщеславен или чувственен или самомнителен, то все эти пороки неминуемо выявятся в нем, даже если до сих пор ему удавалось успешно скрывать и подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придется бороться с ними во сто крат сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе подобные наклонности.С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор находившиеся в нем в скрытом или спящем состоянии, они так же неудержимо проявятся, как и все остальное. Таким образом, цивилизованный человек, не терпящий, чтобы его принимали за святого и потому налагающий на себя маску, не будет в состоянии скрыть своей истинной природы, будь она низка или благородна.В области оккультного это есть непреложный закон. Действие его тем ярче, чем серьезнее и искреннее желание, выраженное кандидатом, и чем глубже он восчувствовал действительность и значение принятого им на себя обязательства».Да, часто так называемые ученики и последователи Учения начинают обнаруживать точно бы не свойственные им раньше черты. Истинно, прикасание к Источнику Света есть пробный камень для каждого."

________________________________________

[1] Примечание К.С.: Форм одержания много. Но одни из самых массовых – одержания ложными идеями, предрассудками, суевериями, легкомысленными и абсурдными теориями, распространяемыми деятелями науки, религии и искусства. Конечно, многие из них делают это из самых искренних побуждений для блага всех и даже во имя Просвещения. Несомненно корень этих одержаний в невежестве (неведении о нравственных Законах, управляющих Жизнью) и омраченности (желаниями, чувствами, страстями, которые обусловлены этим неведением).

[2]«Чаша Востока» — составленный и переведенный на русский язык Е.И.Рерих сборник извлечений из писем Махатм известному деятелю раннего этапа деятельности Теософского Общества А.П. Синнетту.

========================

Весьма познавательно исследование С.Целуха «Франц Гартман в Жизни Елены Блаватской», опубликованное на сайте Культурно-просветительского портала «АДАМАНТ», которое можно прочесть по следующей ссылке: https://u.to/HzsNFQ

В связи с этим нужно крайне осторожно и избирательно подходить к трудам Ф.Гартмана и других учеников Е.П.Блаватской. И тем более в отношении тех, кто, как известно из истории Теософского движения, из писем Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих не выдержали испытания на пути ученичества. В таких трудах, особенно изданных уже после ухода Е.П. с физического плана, часто очень трудно провести границу между полученным через неё от Гималайских Адептов и собственными домыслами или внушенными братьями тьмы (как в случае с А.Бейли и её учителем - Тибетцем).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *