Холл М.П.
Философия Астрологии
Глава 1. Эзотерическая астрология как философия, объясняющая интеллектуальные и нравственные отношения
Астрология,
медицина, математика, музыка и архитектура были великими науками Древнего мира.
Невозможно проследить истоки этих изначальных наук, как невозможно и
установить, у каких рас или народов эти изощренные знания стали
культивироваться впервые. Разные страны претендуют на почетное звание колыбели
великих наук, но в современной исторической перспективе очевидно, что
культурное влияние этих пяти ветвей знания испытывал едва ли не в равной мере
весь мир.
В
наши дни астрологию часто именуют халдейским искусством, поскольку она особо
почиталась и широко практиковалась этим древним народом, населявшим бассейн
Евфрата. Но не менее великим мастерством в астрологических искусствах обладали
и египтяне, индусы, китайцы, персы, могущественные древние цивилизации Америки.
Замечено,
что ни одна раса или народ не достигали расцвета культуры без цивилизующего
влияния астрологии. Изучение звезд и того, как их движение воздействует на
жизнь земных созданий, с незапамятных времен увлекало людские умы. По-видимому,
астрологическая традиция сложилась у человечества задолго до изобретения
письменности; во всяком случае, древнейшие из его письменных памятников уже
свидетельствуют о давности и прочности этой традиции.
У
астрономов астрология получила название «безумной матери астрономии». Хотя в
целом это определение совершенно ложно, доля истины в нем все же содержится:
ведь современная астрономия — «отпрыск» астрологической теории. Древние изучали звезды прежде
всего для объяснения событий человеческой жизни. Тогда, в старину,
современная научная точка зрения была неведома. Ученого в первую очередь волновало воздействие
вселенских сил на проблему его собственного выживания. Познание как
самоцель мало его интересовало: он смотрел на вещи с утилитарной точки зрения. Небесные светила представлялись
ему частью мирового порядка; звезда и ее созерцатель были соединены друг с
другом нитью великого космического узора.
Пять
великих наук с самого начала являлись составляющими эзотерической традиции. Жрецы древней религии обладали
математическими познаниями, были врачами и архитекторами, музыкантами и
астрологами. Древняя теория
образования весьма отличалась от современных воззрений. Сегодня мы навязываем образование индивиду. Мы
убеждаем его, что образование — его прирожденное право и он должен обучаться в
школе, желает он того или нет. В результате мы наблюдаем жалкое зрелище
невежественных потуг человека совладать с идеями, превосходящими его понимание.
В соответствии с теорией
образования, принятой у древних, право на знания необходимо было заслужить.
Путь к учению был открыт лишь для людей, которые столь сильно стремились к
знаниям, что готовы были доказывать свою пригодность к их усвоению. Науки
находились под покровительством жрецов, которые посвящали в глубины
сокровенного знания тех, кто проявлял несомненные способности. Лишь
после упадка великих школ языческого мира знания стали доступны профанам.
На
первый взгляд универсальное расширение возможностей для образования должно было
привести к повсеместному его улучшению, но в действительности дело не всегда
обстояло так. Для людей неподготовленных и неспособных мышление оказывалось
непосильным трудом. Человек не умеет мудро
применять знания, которые превосходят его разумение. Он злоупотребляет тем, что
не может употребить во благо, и превратно истолковывает то, чего не в силах
понять. Это привело к повсеместному упадку эзотерической традиции, от которого
мир не оправился до сих пор. Нас и по сей день преследует бич заблуждений,
распространившихся после заката великих школ языческих мистерий.
Обратимся
к последствиям, которые повлекла за собою профанация мистерий, прежде всего по
отношению к астрологической традиции. Нам известно следующее: астрология,
практикуемая нами сегодня — всего лишь осколок великой астрологической
традиции, которая разрабатывалась и совершенствовалась прошедшими посвящение
жрецами Древнего мира.
Астрологию
можно разделить на две отдельные науки.
Предмет астрологии эзотерической — это тайны самого Космоса, духовной,
интеллектуальной, нравственной и физической химии. Эта ветвь астрологии
представляет собою ключ к великим аналогиям, содержащимся в древней доктрине
Макрокосма и микрокосма. В ней сокрыты тайна Вселенского Человека, который
тождествен мирозданию, и тайна малого мира, заключенная в человеке.
Эзотерическая астрология — это религия, так как она проливает свет на анатомию
и психологию Божества. Это философия, поскольку она дает логическое обоснование
существования, объясняет интеллектуальные и нравственные связи между вещами.
Эзотерическая астрология — наука, ибо она с математической точностью отображает
универсальную модель жизненного пути и указывает на средства, с помощью которых
человеческое существо вплетает свою судьбу в ткань вселенского узора.
Астрология экзотерическая представляет собою прогностическую сторону науки. Она
состоит из семи разделов гороскопии, а также описательных и предсказательных
искусств. Для обычного астролога остается непонятным, как связаны друг с другом
философия звезд и система предсказаний, основанная на астрологических знаниях.
Астрология действует потому, что свидетельствует об истинах небесной динамики.
Попытаемся
понять, какие отношения существуют между астрологией как философией и
астрологией как искусством предсказаний.
Рассмотрим
пример: сам человек
состоит из двух частей. Большая часть человека есть его духовное единство — его
божественная природа. Человеческий дух — великая, все собою затмевающая
реальность, а личность человека — всего лишь одно из проявлений его духовной
природы. Как тело человека относится к его духу, так и прогностическая
астрология относится к астрологии философской.
Для того чтобы правильно применять
физическую науку астрологии, астролог должен усвоить великие философские
основания этого обширного предмета.
Астрология — нечто гораздо большее,
чем искусство или даже наука: это образ жизни, совершенная формула жития. Это
универсальная истина, обретающая физическое проявление посредством особой
техники; но никогда, даже на мгновение, астролог не должен поддаваться
фантазиям о том, что прогнозирование составляет весь предмет его науки.
Предсказания — всего лишь начало. Большую часть составляет именно философия.
Начинать изучение эзотерической
астрологии нужно с исследования Макрокосма. И здесь необходимо тщательно прояснить один вопрос. Макрокосм
не есть Космос современной науки. Это скорее то, что древние называли Миром.
Термин этот имеет весьма специальное философское значение. Мир — это не
Солнечная система. Это вся целостность природы, видимой и невидимой, телесной и
бестелесной, физической и духовной.
Современные
ученые упрекают астрологию в том, что она неверна по своей сути, поскольку
основывается на геоцентрической модели мира, которая утратила научный авторитет
после смерти Тихо Браге, последнего из великих астрономов-геоцентристов. Главный принцип геоцентрической астрономии — Земля
есть центр Солнечной системы. Луна, планеты и Солнце изображаются на старинных
чертежах движущимися по орбитам вокруг Земли. Современные астрономы предполагают, что древним была
неизвестна гелиоцентрическая модель, согласно которой в центр Солнечной системы
помещается Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него и лишь
Луна по-прежнему движется по орбите вокруг Земли.
Мы
располагаем достаточными сведениями для доказательства того, что, по крайней
мере, некоторым древним народам гелиоцентрическая модель мира была прекрасно
известна. Пифагор, живший в VI в. до н.э., провозгласил, что планеты движутся
вокруг огненной звезды — Солнца. Следует иметь в виду, что Пифагор говорил не
только от своего собственного имени; он опирался на авторитет великих
эзотерических школ, в которых прошел посвящение. Пифагор получил свои знания от
браминов Индии, жрецов Египта и иерофантов греческих мистерий. Следовательно,
если он учил, что планеты движутся вокруг Солнца, то он говорил от имени этих
школ и свидетельствовал о доктрине, которую те хранили в тайне.
Материалистам
может быть непросто примирить между собой гелиоцентрическую и геоцентрическую
системы астрономии. Однако вопрос немедленно прояснится, если мы поймем, что гелиоцентрическая модель
относится к физической Солнечной системе, геоцентрическая же — к миру в целом.
Птолемеевская концепция
геоцентрической астрономии отображает мир в его качественном аспекте и имеет
дело скорее с состояниями материи, чем с механическим расположением планет.
Говоря о мире, древние имели в виду всю природу сотворенного мира, а не только
его физическую структуру. Земля, находящаяся посередине геоцентрической схемы
мира — это не планета Земля, но элемент земля, или материя. Орбиты семи планет,
окружающие Землю в геоцентрической системе, — зоны, или планы, магнетической
энергии; их называют телами «Блаженных Богов». Все вместе они составляют то,
что средневековые мистики называли Anima Mundi, или душой мира. За орбитами
планет, согласно Птолемею, расположены великие круги неподвижных звезд, которые
часто изображаются в виде трех огненных колец. Эти великие группы созвездий —
источник чистой духовной энергии природы и местопребывание трех манифестаций
Верховного Божества.
Таким
образом, мы получаем формулу: дух всех вещей — от звезд, душа всех вещей — от планет, а тело всех
вещей — от стихий или материи. Эти три великие части — дух, душа и тело;
сознание, разум и сила; воля, мудрость и действие — соотносятся со звездами,
планетами и элементами. Геоцентрическая фигура, представляющая три эти части в
их истинном соотношении, именуется Миром.
Космос наполнен звездами, и каждая
из них — солнце. Все вместе эти солнца являются проводниками чистой духовности,
которая поддерживает мир. У
каждого из солнц есть свои планеты, отражающие и распределяющие их энергии.
Планет в Космосе бесчисленное множество, и посредством этих планет происходит
специализация энергии и производится энергия второго типа — отражающая. Эта
отражающая энергия состоит из двух качеств — положительного соларного качества
и отрицательного элементарного. Отраженный свет обусловлен поверхностью, от
которой он отражен; поэтому планетная энергия называется формальной, ибо форма
есть соединение духа и материи.
По
своей физической структуре мир состоит из физических тел различных планет,
светил, астероидов, метеоров и т.д. Такой вещи, как мертвая материя, не существует.
Материальные тела состоят из своего рода материальной энергии, и эта энергия
тоже обладает определенной степенью излучения, однако меньшей, чем звезды или
планеты, отражающие солярную жизнь. Физическая энергия самих стихий называется
силой, а сила оказывает глубокое воздействие на структуры, которые оказываются
в непосредственной близости от источника этой силы.
Таким
образом, человек,
живущий на планете Земля, воспринимает своею природой три вида энергии:
духовную энергию от бесчисленных небесных светил, физическую энергию,
отражаемую от других планет его собственной Солнечной системы, и элементарную
энергию, или силу, — от физической земли у него под ногами.
Согласно
учениям египтян, все
явления высшей природы воздействуют на явления низшей природы. Они считали, что энергия непрерывно истекает из духовного источника жизни
сквозь все ступени бытия, чтобы в конце концов быть поглощенной в пучине
материи. Как дождь, падающий с неба, впитывается землей, так и духовные силы
природы воздействуют на землю, которая поглощает эти энергии и затем выпускает
их наружу в форме живых существ.
Энергии
звезд и планет именовались семенными, ибо, попадая в материю, они всякий раз
уподоблялись семенам и вновь восставали из материи в форме развивающихся
существ. Цветы в полях, птицы на деревьях и сам человек с его сложной
организацией — все это формы энергии, восходящей из материи и посредством
материи к своему собственному источнику — небесным звездам.
Платон
учил, что живые
существа, рождаясь на свет, падают с Млечного Пути подобно каплям живой росы.
Опустившись сквозь своды планетных орбит, эта энергия нисходит в темное чрево
земли. Из этой тьмы она вновь победно восстает благодаря жизни, развивающейся
на планете. И наконец, в процессе эволюции она вновь поднимается по лестнице
семи планет и возвращается к звездам. Спускается она в виде жизни, а
поднимается — в виде живых существ.
Эта величественная концепция
вселенского процесса и лежит в основании философской астрологии. Из звездных
источников вечно истекают потоки живой воды, и именно эта Вода Жизни делает
плодородными поля Космоса. Рост — это увеличение проявления духовной
составляющей в том соединении, каким является форма. Дух активен, материя
относительно инертна; формы же содержат в себе и активность, и инерцию.
Материальность — это победа инерции над жизнью. Духовность — победа жизни над
инерцией. Борьба активности и инерции присутствует в природе повсюду. Богословы
символически описывают ее как борьбу между добром и злом. Бог и Дьявол — это
дух и материя.
Распознав
три основных качества активности в мире, далее необходимо уяснить классификацию
этих энергий в соответствии с эзотерической традицией. За помощью в этом
вопросе мы можем обратиться к орфикам. Они делили мир на три части, которые
называли высшим, верхним и нижним мирами. Высший мир служил обиталищем первых
богов, или, как сказано в одном из орфических писаний, «первых богов от
Первого». То были старые боги, отстранившиеся от мира. Восседающие на
своих древних тронах великие боги первого ранга — служители Единой Жизни, которая
истекает из всех звезд. Верхний мир — обитель второстепенных богов, создателей
и властителей. Это блуждающие боги — планеты, божества более низкой степени;
они являются слугами великих богов и дают начало интеллектуальной и
нравственной сферам. Низший мир, третий мир орфиков, — обиталище смертных,
существ, укорененных в материи и принимающих в себя жизненные энергии. В
древней мифологии высший мир — это обитель дающих жизнь, верхний мир — обитель
распределяющих жизнь, а нижний мир — обитель получающих жизнь.
Астрономы
возражают против так называемой произвольной ассоциации различных божеств с
различными небесными телами. Они полагают, что древние произвольно назвали одну
из планет именем бога Юпитера, а другую — именем богини Венеры. Один астроном
высказал крайне поверхностное утверждение, что древние сначала назвали планеты
именами различных богов, а затем наделили их атрибутами этих богов,
предполагая, что каждая планета воздействует на мир в соответствии с природой
бога, имя которого получила.
Эта
точка зрения совершенно ошибочна. Не планеты получили имена богов, но боги были названы по именам планет.
Открыв великий узор Макрокосма, древние цивилизации поставили перед собою
задачу определить качество энергии, излучаемой различными небесными телами. Их исследования
велись с тщательностью и аккуратностью, а процесс требовал сотни лет
кропотливых изысканий. Свидетельства об этом великом процессе накопления
эзотерического знания были утеряны для современного мира с разрушением
цивилизации Атлантиды.
Каждая
из неподвижных звезд несколько отличается от остальных качеством и количеством
своих энергий, а также удаленностью от какого-либо другого небесного тела или
близостью к нему. С точки зрения
современной астрономии это различие носит в основном химический характер.
Древние полагали, что оно в основном алхимическое.
Старинный
ксилографический оттиск птолемеевской модели мира
На
иллюстрации изображена птолемеевская модель мира, взятая со старинного
ксилографического оттиска. Она особенно интересна потому, что на ней показано три зодиака, в которые заключены орбиты планет.
Первый из этих зодиаков называется Primum Mobile, или Перводвигатель. Он
соответствует первичной власти Верховного Божества. Это источник всех энергий,
проявляющихся посредством процессов творения. Второй зодиак соответствует
интеллектуальной сфере, третий — материальному миру. Сквозь три зодиака
протекают силы, поддерживающие три части мировой природы. Духовный зодиак
соответствует звездам, интеллектуальный — планетам, а материальный зодиак,
названный небесной твердью, соответствует элементам.
Небесная
твердь — это линия, разделяющая мир духа и мир души. В Книге «Бытие» описано,
как воды, находящиеся под твердью, были отделены от вод, находящихся над
твердью. Обратившись к схеме на иллюстрации, мы увидим, что хрустальное море
(интеллектуальный зодиак) расположено над небесной твердью. Это Море Жизни,
посреди которого стоит престол Всемогущего. Этот рисунок — ключ к Откровению
св. Иоанна. Патмос — это элементарный мир, описанный в Апокалипсисе как остров.
Иоанну, находившемуся на острове Патмос, было явлено видение, в котором он был
вознесен к орбитам семи планет и к двери в небесной тверди.
Пройдя
сквозь сферу мировой души, он оказался на берегу хрустального моря. Разумеется,
семь планет — это семь церквей,
находящихся в Асии. Они же — семь ступеней лестницы Иакова, по которой нисходят
и поднимаются ангелы. Подушка Иакова — камень, на который он преклонил главу во
время видения, — это, конечно, материальный мир у подножия лестницы планет.
Семь ступеней — это семь врат Омара Хайяма и семь арок пророка Еноха. Сквозь те
же самые врата вавилонская богиня Иштар спустилась в подземное царство
(материальный мир) в поисках потерянного Таммуза. Это и те врата, сквозь которые поднялся Мохаммед в
прославленном видении, называемом ночью Вознесения.
В своем
сне Мохаммед был перенесен в Иерусалим и стоял на камне Мориа — основании Храма
Соломона. Камень этот в древности был токовищем иевусеев — снова отсылка к
материальным мирам посреди символического изображения. Когда Мохаммед стоял на
камне Мориа, с небес упала лестница с золотыми ступеньками, и пророк поднялся
по ней сквозь врата, у каждого из которых стоял один из патриархов. Планеты
означают патриархов, и в этом любопытном символе мировых орбит скрыта символика
Ветхого Завета, как и многое из религиозного мистицизма Нового Завета.
Три зодиака соотносятся и с основами каббалы. Верховное Существо
каббалы именуется Эйн, что значит «безграничный». Эманация Эйна — Эйн Соф,
Безграничная Жизнь, эманация Эйн Софа — Аур, Безграничный Свет. Все трое
составляют одну полностью духовную сущность. Из
этой идеи развилась доктрина христианской Троицы, Единого в трех лицах — Единой
Жизни в трех условиях существования. На нашем символическом изображении Перводвигатель — это Бог
Отец, хрустальное море — Бог Сын, а небесная твердь — Святой Дух. Они же —
греческие Уран, Кронос и Зевс, индусские Брахма, Вишну и Шива.
Внутри
тела небесного Зевса выделяются семь частей мировой Души — Божества второго
ранга, создатели мировой, или подлунной, сферы. Орбиты семи планет изображены
на нашей символической схеме как семь небес. Духи семи небес — это Элохим
древних евреев, семь Кабиров Самофракии и семь мастеров Амона в Египте.
Пифагор
описывает восемь протяжений души, из которых семь — сверхфизические и относятся
к планетам, восьмая же — полностью физическая; это способность к продолжению
рода, принадлежащая Земле, которая являлась восьмой сферой древних.
Под
орбитами планет мы видим сферу стихий. Первая из них — огонь. Внутри кольца
огня расположена воздушная сфера, а внутри нее — маленький мирок, сотворенный
из земли и воды. Эту серединную часть называли садом Эдема, обиталищем первого
человека. Именно этим и объясняется то, что, согласно верованиям древних, Эдем
находился в центре мира. Эдем попросту обозначает стихии земли и воды, или твердости
и влажности.
Алхимики многое могли поведать об этой
таинственной схеме, которая представляет собою точный и верный символ lapis
philosophorum, философского камня. Это рубиновый алмаз, живой камень. И точно
так же эта модель содержит в себе символику Храма Соломона. Орбиты семи планет
в сочетании с тремя небесами составляют мистическое число десять. Эта десятка —
Тетрактис Пифагора. Устройство этой схемы позволяет нам осознать значение чисел
в возрастающем порядке могущества души. Благодаря этому устройству нам
становится понятно, почему Пифагор
и большинство народов древности почитали число четыре. Это число Солнца. Семь —
число космического закона, принадлежащего Сатурну; Пять — число чувств,
которыми владеет Марс; Шесть, число равновесия, принадлежит Юпитеру; Три, число
гармонии, — Венере; Два, число разделения, — Меркурию, а Единицей, числом
Жизни, владеет особый страж Жизни в земном мире — Луна.
Семь
планетных орбит — это семь струн орфической лиры и семь трубок в свирели
Юпитера-Пана, классического символа Anima Mundi, или Мировой Души. Если вместе
с этой группой рассматривать четыре сферы стихий, получится число четырнадцать.
Это число было окружено особым поклонением, поскольку равнялось числу дней
растущей Луны. Если же, как на нашей схеме, объединить землю и воду в одной
сфере, общее число будет равняться тринадцати вместо четырнадцати. Тринадцать —
число несчастливое, ибо, согласно религиозной символике, таково было число
участников Тайной Вечери, один из которых предал Христа. Тринадцатый, предатель
— это физический мир, который предает энергии иерархий, то есть отторгает их,
не давая развиться.
В
эзотерической системе земля (материя) не включена в число рангов энергии. Она
считалась лишь реципиентом энергии; следовательно, если более не рассматривать
эту тринадцатую часть как принцип, их останется двенадцать. Двенадцать
— это число иерархий в священных книгах древности, а иерархии, в свою очередь,
— это знаки небесного зодиака, двенадцать активных сил, действующих на
пассивную сферу материи.
Уяснив
эти основные положения, в следующей главе мы продолжим рассматривать
эзотерическое значение частей этой величественной системы космического
проявления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий