Холл М.П. ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ
Введение
"Поймите же, что такое
астрология: ей подвластны природа,
мудрость и наука звезд, зарождающих и творящих жизнь человека... И можно было
бы избежать множества зол, которые происходят вследствие неблагоприятного
расположения звезд, если бы астрология была основательно и как следует изучена
и в соответствии с типами звездных влияний составлялись гороскопы детей" (Парацельс)
Цель этой небольшой книги — в сжатой и доступной форме дать представление об основных фактах истории астрологии. Наш курс ни в коей мере не завершен — сам предмет настолько обширен, что не может быть заключен в узкие рамки столь небольшой работы. Однако нам кажется, что определенные усилия в этом направлении не являются излишними, так как с тех пор, как сэр Кристофер Хейдон составил в 1603 году свою знаменитую «Защиту юдициарной астрологии», лишь несколько историков представили неверящему миру факты об этой древней науке.
Мы собрали данные из множества источников, большинство из которых указывается в тексте или в примечаниях, и рекомендуем всем, кто пожелает более глубоко изучить предмет, тщательно исследовать источники, на которые мы ссылаемся.
Примечания к настоящей работе послужили первоисточником для создания основы лекции «Происхождение астрологии», представленной перед третьим ежегодным собранием Национального астрологического общества. Эта лекция преследовала две цели: во-первых, предоставить студентам, изучающим астрологию, некоторые фактические данные, свидетельствующие о древности науки, ее достоинствах и значении; и, во-вторых, исправить неверное понимание этого предмета, которое умышленно распространялось предвзято настроенными учеными и теологами.
Астрологи, особенно в Америке, постоянно подвергались оскорблениям и необоснованным нападкам за их преданность своему учению, достоверность которого была подтверждена несколькими тысячелетиями наблюдений и экспериментов. Астролога неоправданно высмеивали группы так называемых ученых, и ему очень редко предоставлялась возможность объяснить принципы своей науки, если предоставлялась вообще. Почти все отчеты об астрологии, которые появлялись в обычных исследовательских работах по науке и истории, были написаны ее оппонентами. И когда литераторам в соответствии с интересами их основного предмета было необходимо коснуться знаний о звездах, они редко забывали выказать пренебрежение и сделать принятые ложные замечания об этой науке, что дискредитировало скорее их самих, чем астрологию.
Публику постоянно предупреждали, что верить в астрологию немногим лучше, чем верить душевнобольному. Астрономы приклеили астрологии ярлык средневекового предрассудка, свойственного прачкам, повивальным бабкам и цыганкам. Крупные ученые современной школы лишь на основании сомнительной репутации астрологии одним выразительным жестом предали анафеме всех оккультных ученых и низвели астрологию до ряда ненужных и забытых учений.
Вскрытие Причины — достойное завершение всех исследований. Известно, что это может не только возвеличить изучаемый факт, но и восстановить торжество истины. Однако, по непонятным мотивам, которые совершенно нс поддаются научной проверке, Причина остается неизвестной, факты — туманными, а истина — всего лишь словами. Естественно, непрофессионал в поисках знаний о звездном мире обращается к астроному, предназначение которого — измерять необъятность пространства и классифицировать присущие ему великие энергии. Если современный астроном уверенно провозглашает, что небесные тела не могут влиять на нравственность людей, его заявление признается официальным и окончательным. Обычному человеку редко приходит в голову мысль, что астроном своим официальным заявлением ничего не доказал, и, да будет вам известно, и не в состоянии ничего доказать. Астрология никогда не была научно дискредитирована, несмотря на всяческие пустые угрозы.
Наш подход — это не бабушкины сказки, а прочно установившаяся традиция, основанная на трех великих неотъемлемых составляющих любого знания: авторитете, наблюдении и эксперименте, которые, в соответствии с мнением лорда Бэкона, являются подходящей основой для создания научных предпосылок.
Приведем высказывание лорда Бэкона, который совершенно определенно утверждал, что «в большей мере» астрологию можно отнести к пророчеству: «Можно предопределить появление комет, все виды метеоров, наводнения, затруднительные ситуации, засухи, заморозки, землетрясения, извержения воды и огня, ураганы и дожди, различные сезонные колебания, мор, эпидемии, урожаи и неурожаи, войны, бунты, расколы, переселение людей и всевозможные другие потрясения или общие переломные моменты как в природе, так и в обществе, которые (как я склонен полагать) могут быть предсказаны».
Астрономы древности, то есть астрологи, заботились в первую очередь об интеллектуальной и нравственной энергии Вселенной. Материализм в настоящем столетии извратил применение знаний, перевернув их вверх ногами и лишив разумной основы, позволив такой благородной науке, как астрономия, превратиться в чисто абстрактный и сравнительно бесполезный инструмент, который не может внести в несостоятельность мира в области духовных, философских и этических ценностей ничего более, чем таблицы бессмысленных цифр. Вопрос, является ли пространство прямым или искривленным в своей протяженности, может занимать лишь небольшую часть узких специалистов, в то время как тема нравственной взаимосвязи человека и космоса и места человеческой души в гармонии сфер имеет гораздо большее значение для мира, страдающего от всевозможного мирского зла.
Мы как раз и хотим исправить некоторые касающиеся астрологии, наиболее грубые искажения, распространенные в настоящее время.
Публику убедили, что древняя наука практически умерла. И ведущие преподаватели превратно толкуют этот вопрос, считая астрологию невостребованной. Но факты свидетельствуют о том, что в настоящее время у астрологии большее число защитников, чем когда-либо раньше за всю ее долгую и великую историю. Книготорговцы и библиотекари подтверждают, что работы по этому предмету пользуются все возрастающим спросом, их качество постоянно улучшается. Европа, в особенности Германия, стала достаточно осведомленной в астрологии, и технический тевтонский ум предпринимает пространные и скрупулезные исследования с весьма значительными результатами. Франция и Англия тоже достойно продолжают распространять астрологические идеи, волна энтузиазма донесла астрологию со всеми ее ответвлениями и до Америки.
Была также попытка показать, что астрология несовместима с религиозными принципами, влияние которых столь сильно в определенной части так называемого «христианского мира». Теологи в своем большинстве вступили в союз со своими злейшими врагами, учеными-материалистами, рассматривая астрологию в качестве общего врага.
Несколько столетий назад известный священник, преподобный Джон Батлер, ректор из Лихтбурга, почувствовал, что он призван искоренить астрологов Англии. Чтобы получить больше информации, на основании которой можно было бы порочить астрологию, он решил кратко ознакомиться с литературой по этому предмету, и тут вдруг произошло чудо! Лучше всего это можно выразить его же словами: «Мне следует также признать, что несколько лет тому назад я тоже был одним из врагов этой благородной науки, который боролся вслепую, сам не зная с чем, до тех пор, пока не предпринял попытки трезво прочитать несколько строк этого предмета. И несмотря на то что это было сделано с самыми серьезными намерениями найти удобный повод вылить на нее грязь, я получил возможность понять, с чем же я имею дело, и это вызвало во мне почтение к ее сединам, которые я так несправедливо и невежественно презирал... И, таким образом, изучая ее, я обнаружил, что вслед за теологией ничто не приведет меня ближе к пониманию Бога, чем священная наука астрологии о великой работе природы»[1].
[1] См.: Hagiastrologia
Большинство религиозных вдохновенных идей христианского мира берет начало от древних иудеев, и неплохо было бы уразуметь, что в значительной степени, как утверждает Хейдон, астрология была взлелеяна мудрейшими из древних израильтян, в том числе даже самим Моисеем, который, очевидно, был весьма сведущ в этой науке, поскольку он был жрецом египтян. В иудейской энциклопедии содержится свидетельство благоговения, с которым библейские патриархи обычно относились к знаниям по астрологии: «Халдей Авраам носил на груди большую таблицу с астрологическими символами, по которым можно было прочитать судьбу каждого человека; поэтому каждое утро возле его двери собирались все короли Востока и Запада, чтобы получить совет, — как говорит Хаггадист».
Среди иудеев было множество мастеров астрологии. К ним можно отнести Калира, Ибн Габриоля, Якоба беи Тарика, Сахл ибн Бишр ал-Израели, Анработе природы друзагар-бен Зади Фарука, Шаббетай Доналоу, Авраама ибн Хаййя, Абрахама ибн Езра, которые называли астрологию возвышенной наукой. Далее следуют Авраам бен Давид из Поскваера, Иуда ха-Леви, Авраам ибн Дауд, Албо, Исаак Арама, Соломон бен Адрет и Давид Ганс.
Маймонид, величайший из еврейских философов, отмечает: «Поскольку Бог создал эти звезды и сферы, чтобы управлять миром, и поместил их так высоко, и доверил им эту честь, они — Его слуги, которые служат Ему, и людям следует превозносить и прославлять их и воздавать им почести».
«Новая энциклопедия знаний о религии» Шафф-Герцога содержит следующее любопытное упоминание о рождении Христа: «Звезда Магов (Матвея, гл. 2), возможно, была соединением Юпитера и Сатурна в знаке Рыб в 747 году по римскому летоисчислению, которое иудейские астрологи, как утверждает Абар Данель, считали указанием на явление Мессии». Не следует нам забывать и Рабби Ханина, который говорил: «Идите к сыну Леви и скажите ему, что судьба личности определяется не расположением звезд в данный день, но в данный час».
Из этих отрывков видно, что составители Библии и последующие ее комментаторы наряду с наиболее учеными мужами Израиля находили в астрологии не более святотатства, чем те священники христианской церкви, которые перечислены во второй части этой книги.
Астрология со времен Гиппократа считалась чрезвычайно полезной при диагностике заболеваний, и даже в наше время некоторые врачи обращаются к ее диагностическому аспекту, обычно не ставя об этом в известность пациента из-за существующих предрассудков.
В качестве примера можно привести следующий случай, рассказанный Киплингом в избранном кругу членов Королевского медицинского общества в отеле «Мейфер» в Лондоне: «Около трехсот лет назад Николас Кульперер, врач-астролог, практиковал в Спитафилде, как раз в это время служанка его друга слегла, местный врач определил у нее чуму. Кульперер был приглашен в качестве консультанта. Когда он прибыл, семья собирала свои вещи и готовилась к отъезду, решив бросить девушку умирать здесь. Он взялся за дело. Не занимаясь излишней чепухой и даже не удостоверившись в том, похож ли ее язык на язык зараженного чумой, он спросил в котором часу девушка слегла. Затем составил гороскоп и стал смотреть по карте звездного неба, как можно излечить эту болезнь. Расположение звезд указывало, что это не чума, а всего лишь ветряная оспа, которую наши предки лечили так же просто, как и мы. Все так и оказалось. И семья вернулась обратно и жила с тех пор счастливо, девушка поправилась, а Кульперер высказал все, что он думает о своем коллеге, допустившем ошибку. И среди всего прочего назвал его слепцом и безнадежным глупцом» [2].
[2] См.: London Daily Express. — Nov. 16, 1928 г.
Молитва астролога
Вермеер. Астроном
Кто бы ты ни был Господь,
который поддерживает день ото дня быстрое вращение небесных сфер, кто сохраняет
вечное движение приливов и отливов в океанах, кто сплачивает земную твердь в
несокрушимую силу её основания, кто подкрепляет ночным сном труд земных тел,
кто, когда наша сила обновляется, возвращает благосклонность сладчайшего
освежающего света, кто движет всю субстанцию своей работы целительным дыханием
ветров, кто наполняет струи ручьёв и фонтанов с неутомимой силой, кто сменяет
разные времена года в определённые циклы дней: о единственный Управитель и
Повелитель всего, единственный Владыка и Властитель, кому служат все небесные
силы, чья Воля является сутью совершенной работы, чьими безупречными Законами
вся природа беспрестанно и постоянно совершенствуется и управляется; о Отец и
Мать всех вещей, о Отец и Сын, связанный с самим собой едиными узами; к Тебе
благоговейно с трепетной мольбой взываем:
«Одари нас милостью в попытке уразуметь ход Твоих звёзд; ибо в Твоей власти пробудить в нас это понимание. И пусть Божественная помощь будет ниспослана моим словам, а зависть злобного человека да не опровергнет их своими враждебными нападками. С чистым умом, отделённым от всех мыслей земных и очищенным от ноши всех грехов, написали мы эти книги для твоих верноподданных».
Фирмик
Общий обзор
Лестница Иакова сломана. Астролябия Брейзена
позеленела и проржавела. Пыль и паутина покрывают тома Птолемея и Галена: и
мансарды Спитафилда и Семи Холмов уже не заселяют пророки, некогда изрекавшие
свои ужасные прогнозы об изменениях в церкви и государстве и которые, в
недовольстве отвернувшись от Рима и Константинополя, допустили нападение Турции
и свержение продажной Красной Мантии с Семи Холмов.
Квартальное обозрение
Квартальное обозрение
Астрология — это древняя наука, которая рассматривает влияние звезд на Природу и человечество. Гороскоп — это карта, или диаграмма, звездного неба, зафиксированная в определенный момент времени, которую читают по твердо установленным правилам. Гороскоп вычисляется математически точно и свободен от случайных элементов, или гаданий. Гороскоп составляется «строго математическим путем, в соответствии с определенной цепью причин, которые, что наблюдалось на протяжении множества веков, всегда порождают один и тот же ряд следствий»[3]. Таким образом, наука о звездах построена не на догмах и беспочвенных верованиях, напротив, ее авторитет зиждется на тысячелетних наблюдениях «наилучших из величайших философов».
[3] Raphael. A Manual of Astrology.
Астрологической практикой занимались самые первые цивилизованные народы Земли, и в каждом периоде философского и духовного просвещения эти высокородные и высокообразованные люди предоставляли ей почетное место.
В своей первой книге по прорицаниям Цицерон отмечал, что халдеи вели записи звездных карт на протяжении 370000 лет; а по утверждениям Диодора Сицилийского, их наблюдения охватывали период в 473000 лет [4]. Цицерон также утверждал, что и вавилоняне на протяжении многих тысяч лет хранили натальные карты (гороскопы) всех детей, рожденных среди них, и на основании этой огромной массы данных вычисляли влияния различных планет и зодиакальных знаков.
[5] См.: Amulets and Superstitions.
Какая из признанных современных наук может похвастаться более прочным и основательным фундаментом?
Беросс, посвященный жрец Ваала, был первым и величайшим из халдейских астрологов и историографов. Он был всесторонне образованным человеком и обладал глубоким умом. В свидетельствах о нем говорится, что «почти все его предсказания сбылись»[6]. Беросс поселился в островном государстве Кос и основал там школу «тайных наук». Витрувий считает его предтечей длинной череды «гениальных астрологов, обладавших большой проницательностью, берущих свое начало непосредственно от халдеев»[7]. Мудрость и мастерство Беросса настолько глубоко поразили воображение его современников, что после его смерти они воздвигли своему мудрому жрецу памятник. И как свидетельство истинности предсказаний Беросса язык скульптуры был отлит из золота.
[7] См.: De Architectura.
Как считает Альберт Пайк, выдающийся масонский ученый, египтяне в своих религиозных обрядах с глубоким благоговением относились к книгам по астрологии. Когда Александр Великий завоевывал Индию, к нему приходили астрологи Оксидракеса и посвящали его в некоторые секреты этой божественной науки. Углубленным изучением звездных тайн занимались и брамины, которых посетил Аполлон Тианский в первом веке христианской эры. В Китае законы, которые соблюдались как в государстве, так и в семейной жизни, были основаны на астрологических знаниях. Арабы считали астрологию матерью всех наук. По царскому указу астролог Вален составил гороскоп Константина Великого[8].
[8] См.: Morals and Dogma.
Отметив, что великий Гермес, Птолемей, фараон Египта, и Зороастр, первый из магов, были покровителями астрологии и уделяли ей большое внимание в своих мистериях, ее королевское высочество принцесса Кумберленда написала: «Каким невежественным, суеверным и незрелым должен быть человек, осуждающий науку, которой восхищался даже сам Соломон, самый мудрый и великий царь на Земле». Ученый-новатор Рафаель (Р.С.Смит), который называл себя «астрологом девятнадцатого столетия», утверждал, что в прежние времена астрологию можно было сравнить с могущественным колоссом, перешагнувшим все другие науки, и даже в этот век скептиков она «освещает тусклую атмосферу неверия» некоторыми своими замечательными предсказаниями. Астрологию по праву называли «владычицей царей», и благодаря своему истинному совершенству она пережила «крах империй, превратности веков и перемены общественного мнения» [9].
Египтяне считали, что знания и астрологии, и алхимии были дарованы людям по милости богов. Более поздние народы Земли признавали предположения египтян, но каждый из этих народов претендовал на то, что именно их философы были первыми продолжателями этого «непреходящего искусства», в Индии астрологию практиковали на протяжении тысячелетий еще до составления Вед. Великий маг и астролог Ашшурамаджа был рожден в Атлантиде, и это говорит о том, что пураны относятся к очень древним памятникам науки о звездах [10].
Древнейшие традиции Китая, помимо всего прочего, были связаны с верой в происхождение от династии звездных императоров, которые предшествовали правителям людей на Земле, и основаны на качествах и свойствах пяти планетарных управителей мира.
Иосиф, говоря об иудеях, подтверждает, что Адам был обучен астрологии с помощью божественного откровения. Согласно Диодору, Геркулесу было поручено открыть эту науку грекам, но возможно, что это аллегорический намек на Солнце. Однако Луцилий утверждал, что Орфей принес астрологические законы из Индии и что «семь струн его лиры обозначали планеты».
Даже в далеком Тибете с удивительной точностью применяли астрологию с помощью системы, понятной только посвященным бон. Прескотт описывает, как ацтеки при рождении ребенка сразу же приглашали астролога, в обязанности которого входило определение судьбы новорожденного [11].
[11] См.: History of the Conquest of Mexico.
[12] См.: Unheard of Curiosities.
Из множества известных направлений как древней, так и современной астрологии фактически всего несколько учений представлены наиболее полно или получили большее распространение. Из знаменитых личностей нескольких последних столетий, увлекавшихся изучением астрологии, многие остались неизвестными; потому что, как отмечает величайший востоковед профессор Макс Мюллер, несмотря на то, что многие из величайших умов изучали астрологию, большинство из них никогда не высказывало своего мнения о ней публично, избегая осуждения общества.
Джон Кук резюмирует результаты своего всестороннего исследования следующим образом: «Многочисленные ссылки на астрологическую практику, потрясающие метафоры и удивительные примеры пестрят во всех пьесах Шекспира, подтверждая его близкое знакомство с общими принципами этой науки и популярность веры в астрологию... Он оставил нам достаточно свидетельств того, что этот предмет имел на него огромное влияние, и это, в свою очередь, нашло отражение в языке и литературе Англии». Бард из Авона вкладывает в уста короля Лира следующие слова: «Да, звезды, нами звезды правят!»
Еще более удивительна способность Шекспира шутить на астрологическую тему. Он заставляет жаловаться раздраженного игрока: «Конечно, невозможно, чтоб все шло как надо; ведь я родился, сэр, в созвездье Рака: и все мои дела теперь лишь пятятся назад».
Величественным гекзаметром записана астрология Данте. Мы следуем за ним в просторы Вселенной:
«...предо мной возник
Знак, первый вслед Тельцу, меня вбирая.
О пламенные звезды, о родник
Высоких сил, который взлелеял
Мой гений, будь он мал или велик!
Всходил меж вас, меж вас к закату реял
Отец всего, в чем смертна жизнь, когда
Тосканский воздух на меня повеял;
И мне, чудесно взятому туда,
Где ходит свод небесный, вас кружащий,
Быть в вашем царстве выпала чреда»[13].
[13] «Paradiso», Canto XXII. См.: Hungard. A Brief History of Astrology.
Гете некоторое время занимался как теорией, так и астрологической практикой. Он начинает свою автобиографию такими словами: «Я появился на свет 28 августа 1749 года в полдень, когда часы пробили двенадцать, во Франкфурте-на-Майне. Звезды располагались гармонично: Солнце находилось в знаке Девы и было в тот день в кульминации; Юпитер и Венера смотрели дружественным взглядом, и Меркурий не был неблагоприятным; отношение Сатурна и Марса было нейтральным; лишь Луна, которая была уже полной и только что достигла своего планетарного часа, изливала всю свою силу оппозиции. Поэтому она сопротивлялась моему рождению, которое не могло свершиться до тех пор, пока не миновал этот час. Эти благоприятные аспекты, которые впоследствии толковались астрологами как весьма удачные, возможно, и помогли мне войти в этот мир».
«Разве христиан и язычников, иудеев и варваров, поэтов и философов не объединяет то, что все они находятся под влиянием звезд?» — пишет сэр Вальтер Скотт.
Не менее известны, конечно же, и имена других астрологов-ученых, таких, как отец медицины Гиппократ, архитектор Витрувий, математик Плацидус, мученик Джордано Бруно, математик Джеронимо Кардано, Коперник[16], Галилей[17]; Гассенди, Тихо Браге, Региомонтан, Кеплер, Хайгенс и С.Фламмарион — астрономы[18], бенедиктинский монах Роджер Бэкон и сэр Фрэнсис Бэкон, отец современной науки; барон Напье из Мерчистауна, изобретатель логарифмов; Фламштед, первый королевский астроном и основатель Гринвичской обсерватории; сэр Элиас Эшмол, основатель Эшмолского музея в Оксфорде, и сэр Кристофер Хейдон, написавший большой трактат в защиту юдициарной астрологии.
[16] Cм.: David Todd. Astronomy.
Гиппократ предсказал великую чуму в Афинах, и это произошло.
Старая женщина, не знавшая разницы между астрономией и астрологией, пришла в Гринвичскую обсерваторию, чтобы найти узел с бельем, который она потеряла. Фламштед составил карту на этот час, и белье было найдено именно в том месте, которое он указал. «В традициях астрологии, — писал сэр Френсис Бэкон, — характер и склонности людей с большой точностью определялись по доминированию тех или иных планет».
Тихо Браге признает, что «звезды управляют судьбой человека».
Винн Весткотт пишет, что с периода ранних римлян «и до Кеплера, который умер в 1630 году, можно сказать, что каждый астроном был до определенной степени и астрологом». Элиас Эшмол часто выступал на ежегодных астрологических праздниках. Несмотря на то что сэра Исаака Ньютона обычно не считают защитником астрологии, он пришел к изучению астрономии благодаря интересу, возникшему при чтении книг по астрологии. Есть свидетельства, что когда астроном Галлей, известный благодаря названной в его честь комете, пренебрежительно высказался об астрологии, Ньютон мягко заметил: «Я изучал этот предмет, мистер Галлей, а вы — нет».
Возможно, здесь уместно упоминание о трех астрологических прогнозах, подлинность которых не вызывает ни малейшего сомнения.
Архиепископ Сант Эндрюс, у которого было заболевание, поставившее в тупик английских врачей, в 1552 году послал на континент прошение в надежде получить помощь математика-астролога Джеронимо Кардано. После составления прелату гороскопа, с помощью которого было выявлено и излечено его заболевание, Кардано уехал со словами: «Я могу вылечить вас от Вашего заболевания, но не могу ни изменить Вашу судьбу, ни предотвратить то, что Вы будете повешены».
Восемнадцать лет спустя этот священник был повешен по приказу комиссии, назначенной Марией, королевой Шотландской[19]. По дороге домой, проезжая Лондон, Кардано был также приглашен составить натальную карту для короля Эдуарда Шестого.
[19] См.: Lavrey. History of England.
Время подтвердило правильность этого прогноза. В Финляндии родился принц Густав Адольф, причинивший Германии большие разрушения во время войны тридцатых годов и умерший, как и предсказывал астроном, в, 1632 году. В «Британской Энциклопедии» это обстоятельство комментируется следующим образом: «То, что это пророчество сбылось во всех своих подробностях, предполагает, что у Тихо Браге были для этого предсказания определенные основания».
Третий пример взят из «Эссе о пророчествах» лорда Бэкона. Его светлость пишет: «Когда я был во Франции, я слышал от одного из докторов Пена, что королева-мать, которая интересовалась занимательными вещами, попросила составить гороскоп короля, ее мужа, под вымышленным именем; и астролог предсказал, что тот будет убит на дуэли, над чем королева посмеялась, думая, что ее муж выше всяческих вызовов и дуэльных поединков. Тем не менее он был сражен в поединке обломком копья Монтгомери, пробившим бобровый воротник его накидки».
Довольно большое число теологов не считали астрологию несовместимой со своими религиозными убеждениями. Едва ли необходимо предъявлять свидетельства наличия астрологических принципов в священных писаниях языческого и христианского миров. Священные рукописи браминов, даосов, ламаистов и представителей прочих вероисповеданий изобилуют примерами, подтверждающими факт влияния небесных тел. В Библии евреев и христиан тоже содержатся свидетельства увлечения наукой о влиянии звезд и точности астрологии, начиная со звезд, противостоявших Сисаре, и заканчивая утренней звездой Апокалипсиса.
Среди святых прорицателей можно назвать нескольких астрологов-свяшенников: Сикст IV, Сильвестер, Иоанн XX, Юлий II, Александр IV, Лев X, Павел III, Климент VII и Каликст III. По мнению Темпла Хангада, домашний астролог Лоренцо Великолепного Марсилио Фичино, составляя гороскопы детей этого знаменитого представителя рода Медичи, предсказал, что маленькому Джованни уготовано судьбой стать папой римским. Когда это свершилось, Джованни вступил в лоно святой церкви как папа Лев X, он покровительствовал астрологии и свято верил в эту древнюю науку.
[20] См: Burgel. Astronomy for All.
По свидетельству Луцилия, Цезарь сверялся с расположением звезд при подготовке к битвам. Математик Спурина предупреждал неуязвимого Юлия, что во время мартовских ид Марс предвещает угрозу.
Чингисхан назначал астрологов на почетные должности в своей свите, и один из них, китаец Йе Ли Чутсай, был его постоянным советником во время победного шествия Чингисхана по миру.
Наполеон показывал свою путеводную звезду своему дяде, кардиналу Фешу, но сей достопочтенный священник не был достаточно проницательным, чтобы поверить в это. Первый император Франции настолько верил в «указания светил», что часто просил совета у известной французской провидицы мадемуазель Ленорман.
[21] The Southern Magazine.
Дарий, император Персии, полагался на слова своего почтенного астролога Аль Хакима, что означает «наимудрейший». Среди прочих Аль Хаким написал книгу «Юдиция Гимаспис», в которой «он предсказывал, что появится Иисус; и будет рожден Мухаммед; и край волхвов будет уничтожен, и т.д.»
[22] См.: Juwish Encyclopedia.
И кровь людская прольется,
Так потребует рок,
И гарью пожар пронесется
В Лондоне, в год трех шестерок.
Когда королева Анна Австрийская, жена Людовика Тринадцатого, разрешилась наследником престола, впоследствии Людовиком Четырнадцатым, составить гороскоп молодого принца прибыл знаменитый немецкий астролог. После составления карты астролог сказал всего лишь три слова: «Божественный, суровый, счастливый»[25]. Ничего больше и нельзя было сказать, так как эти слова более чем правдиво характеризовали правление Людовика Четырнадцатого. По достижении более зрелого возраста Людовик Четырнадцатый тоже проявлял любительский интерес к науке о звездах.
[25] Limier. Hist, du Regne de Louis XIV.
Людовик XI консультировался у астрологов Анджело Катто и д'Алмонсара и по-королевски содержал при дворе известного астролога Галеотти Мартиуса.
Последний описывается сэром Вальтером Скоттом следующими яркими красками: «Марти был не из тех аскетичных, иссушенных, бледных приверженцев мистических учений прошлого, которые смотрели туманным взглядом поверх огня полуночного очага и изнуряли свои тела наравне с полярным медведем. У него были мускулистые руки, и он был известным борцом. Его апартаменты были прекрасно меблированы, и на большом дубовом столе лежало множество разнообразных астрологических и математических инструментов затейливой ручной работы, сделанных из самых дорогих материалов. Его серебряная астролябия была подарком правителя Германии, а его лестница Иакова из эбонита с золотыми ступенями была знаком внимания правящего папы. Это был высокий, грузный, но все же статный мужчина. Его черты, хотя и несколько крупноватые, были исполнены достоинства и благородства, а его темной роскошной длинной бороде мог бы позавидовать сам Самсон. Он был одет в домашний халат из богатейшего генуэзского бархата с просторными рукавами, застегнутыми золотыми пряжками и отороченными соболиным мехом. Этот халат стягивался посредине широким поясом из чистого пергамента, на котором по кругу малиновым цветом были изображены знаки зодиака»[26].
Знаменитый итальянский астролог Гвидо Бонати был известен удивительной точностью своих предсказаний. Оказавшись в осажденном итальянском городе, он совещался с главным военачальником, графом Монсеррат, относительно подходящего времени для атаки осаждавших. В конце концов Бонати вычислил благоприятный момент и объявил, что вылазка должна быть успешной, но неблагоприятный аспект показывал, что граф может получить легкое ранение колена. Астролог был так уверен в этом, что, сопровождая графа в этой вылазке, взял с собой необходимые перевязочные материалы.
[27] См.: Macmillian. Magаzine.
Возвращаясь к пророчествам, напомним слова Цицерона: «Следует признавать существование силы предсказаний... Мы видим ее, мы слышим ее и читаем о ней. И наследуем ее от наших прародителей». Е.П. Блаватская пишет: «Астрология является такой же непогрешимой наукой, как и сама астрономия, однако при условии, что ее интерпретация должна быть тоже непогрешимой... Астрология нуждается в астрономии тоже, как психология в физиологии»[28]. Ричард А.Проктор тоже замечает: «Ни одна из рас древности не поднялась выше определенного уровня цивилизации без развития веры во влияние небесных тел и без изобретения систем толкования воздействия планет»[29].
[28] См.: Е.П.Блаватская. Разоблаченная Изида.
[29] См.: Old and New Astronomy.
Об астрологии, как и о дельфийском оракуле, можно сказать, что она «разоблачила многих тиранов и предсказала их судьбу. С ее помощью многие несчастные были спасены от гибели и многим попавшим в затруднительное положение был подсказан правильный путь. Она вдохновляла на полезные начинания и способствовала продвижению прогрессивных идей. Ее нравственное влияние было на стороне добродетели, а политическое — благоприятствовало развитию свободы общества»[30].
[30] См.: Gardener. Faiths of the World.
Гонимая как колдовство в одной эпохе, высмеиваемая как шарлатанство — в другой и поднявшаяся до величайших почестей в наиболее благородные времена, астрология пережила многочисленные «физические изменения в нравственном и интеллектуальном мире». Подобно фениксу из древней легенды, астрология снова и снова победоносно возрождалась из пепла. Поносимая и оклеветанная софистами всех времен, но отстаивающая свои позиции и поддерживаемая самой Природой, астрология все еще прославляется своими звездами, и сейчас, в двадцатом столетии, можно с уверенностью сказать, что об астрологии знает весь цивилизованный мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий