Холл М.П.
Философия Астрологии
Комментарии К.С. к главе 2
Комментарии 1 к главе 2
М.П.Холл пишет: "Вероятнее всего, при открытии
особых качеств, исходящих от различных звездных скоплений, древние опирались
исключительно на свои
возможности наблюдения. У нас нет свидетельств того, что астрономам
древности были известны химические компоненты различных звезд. Их знание базировалось на
процессе проверки и перепроверки, опирающемся на опыт."
Это утверждение следует пояснить, так как
вокруг данного вопроса сложились противоречивые мнения и представления. Точнее
говоря, астрологи и "верующие в астрологию" утверждают, что
астрология сложилась из наблюдений за звёздами. При этом в подавляющем
большинстве случаев они не могут объяснить, как такое возможно. А ученые и
"неверующие в астрологию" утверждают, что такие наблюдения
невозможны, а если и возможны, то полученные при их помощи данные абсурдно
нелепы. При этом эти противника астрологии часто стараются следовать формальной
логике или "простому здравому смыслу".
Так кто же прав?
Автор данного комментария обучался в Высшей
Школе Классической Астрологии и имеет более, чем 20-летний стаж астрологических
исследований. Начинал строить гороскопы вручную. Впоследствии освоил несколько
астрологических программ. И хотя совершенно искренне верует в действенность
астрологии, так же искренне убеждён, что действительно простыми наблюдениями за
звёздами/планетами и сопоставлением с их движением изменений в земной жизни
(планеты, государств, объединений, отдельных людей) невозможно прийти к тем
положениям, которые лежат в основании великой науки.
Вот несколько аргументов против слепой веры в
возможность выводов древних учёных на основании сопоставления движения планет с
изменениями в планетарной, общественной или личной жизни:
1. В древности не было современных
обсерваторий, необходимых для таких масштабных наблюдений
Даже если предполагать, что египетские
пирамиды, пирамиды ацтеков и майя были использовались каким-то таинственным
образом в качестве обсерваторий, всё же такие масштабные наблюдения методами,
признаваемыми "научными" современными учеными, были бы невозможны.
2. Не было современных компьютеров и программ,
чтобы построить быстро множество астрологических карт и сопоставить их
статистическими методами.
Построение одного гороскопа вручную занимает
во много раз более времени. Не говоря уж о составлении множества натальных и
прогностических карт. И чтобы проанализировать даже, например, собранные
многими поколениями астрологов гороскопы и влияния на них планет при движении
последних по Зодиакальному Кругу, составить на этом основании системное
суждение, исследователь должен был бы обладать, супермозгом гения, невозможного
даже в наш "просвещённый век".
3. Современные ученые со всеми их
обсерваториями и лучшими компьютерами не в состоянии составить сколь-нибудь
целостную и достоверную символическую систему, мировоззрение, которые могли бы
объяснить утверждаемые астрологами закономерности.
Однако ключ к пониманию того, как могли быть
получены достоверные сведения астрологами древности даёт Е.П.Блаватская в
Тайной Доктрине:
=============================================================
Блаватская Е.П. - "Тайная Доктрина"
(перевод Е.И.Рерих)
Расы, обладавшие Третьим глазом (т.2 ч.1
ст.10 шл.40-42)
Указание на то, что ранняя Четвертая Раса – на
протяжении ее эволюции вплоть до окончательного приспособления человеческого
организма, ставшего совершенным и симметричным лишь в Пятой Расе, – могла иметь
три глаза без необходимости иметь третий глаз посреди лба, подобно легендарным
Циклопам, также подтверждается наукой.
Для оккультистов, верящих, что духовная и
психическая инволюция следует параллельно физической эволюции, – что внутренние
чувства, врожденные в первых человеческих расах, атрофировались во время роста
расы и материального развития внешних чувств – и для изучающих Эзотерический
символизм вышесказанное утверждение не является догадкою или возможностью, но
просто фазою закона роста, короче говоря, фактом.
Они понимают смысл следующего места в
Комментариях:
«Существовали
четверорукие человеческие существа в те отдаленные дни муже-женщин
[гермафродитов]; при одной голове, но о трех глазах. Они могли видеть перед
собою и позади себя[21]. По истечении одной Кальпы [после разделения полов]
духовное зрение людей стало тускло вследствие их падения в Материю, и
соответственно с этим, Третий глаз начал утрачивать свою мощь… Когда Четвертая
[Раса] достигла своего среднего возраста, настало время пробудить Внутреннее
Зрение и приобрести его искусственным стимулом, процесс этот был известен
древним Мудрецам[22]… Третий Глаз, в свою очередь, начал постепенно
окаменевать[23] и скоро исчез… Двуликие стали
одноликими, и глаз глубоко вошел в голову, и теперь он схоронен под волосами.
Во время деятельности Внутреннего Человека [во время трансов и духовных
видений] глаз распухает и расширяется. Архат видит и ощущает его и сообразно с
этим регулирует свои действия… Непорочный Лану [Ученик, Чела] не должен
опасаться; тот, кто не блюдет свою чистоту [тот, кто не целомудрен], не получит
помощи от «Глаза Дэвы».
[21]. Третий глаз находился на задней стороне
головы. Утверждение, что позднейшее че-ловечество гермафродитов было
«четверо-руко», объясняет, вероятно, тайну всех изображений и идолов экзотерических
Богов Индии. На Акрополе в Аргосе находилось ξόανον деревянная статуя гру-бой
резьбы, которая приписывалась Дэдалу, она изображала трех-глазого колосса и
была посвящена Zeus Triôpês – Трехглазому. Голова «бога» имела два глаза на
лице и один на лбу. Эта статуя счита-лась наиболее архаичной из всех древних
статуй («Schol. Vatic. ad Eurip. Troad.,» 14.).
[22]. С этого времени внутреннее зрение
могло приобретаться лишь путем упражнения и посвящения, исключая случаи
«природных, прирожденных магов», «сенситивов и медиумов», как их называют
сейчас.
[23]. Это выражение «окаменения», вместо
«окостенения», очень любопытно. «Задний глаз», который, конечно, есть так
называемая шишковидная железа, небольшая, наподобие горошины, из массы серой
материи нервов, прикрепленная позади третьего мозгового желудочка, как говорят,
почти неизменно содержит минеральные отложения и песок и «ничего больше».
К сожалению, это так. «Глаз Дэвы» более не существует
для большинства человечества. Третий Глаз мертв и более не действует; он
оставил позади себя свидетеля своего существования. Этим свидетелем является
сейчас шишковидная железа.
Что же касается до «четверо-руких» людей,
то, именно, они сделались прообразами индусских Богов, как это было показано в
предыдущем примечании.
Аллегорическое выражение индусских мистиков,
которые говорят о «Глазе Шивы», о Три-Лочана или о «трех-глазом», таким
образом, получает свое оправдание и raison d’être. Перемещение шишковидной
железы (одежды Третьего Глаза) на лоб является экзотерической вольностью. Это
также бросает свет на тайну – непонятную для многих – на связь между анормальным или
духовным ясновидением и физиологической чистотою ясновидца.
Часто
ставится вопрос: почему безбрачие и чистота являются sine qua non условием для
принятия в регулярные ученики или для развития психических и оккультных сил? Ответ содержится в
Комментариях. Когда мы узнаем, что Третий Глаз был однажды физиологическим органом и что позднее, в силу постепенного исчезновения духовности и
усиления материальности, ибо духовная природа уступила место физической, он
стал атрофированным органом, столь же мало ныне понятым физиологами, как и
селезенка, – когда мы узнаем это, то связь станет ясною.
В течение человеческой
жизни величайшим препятствием на пути духовного развития и, особенно, в
приобретении Йогических сил является деятельность наших физиологических чувств.
Так как половое совокупление тесно связано в своем взаимодействии со спинным
мозгом и серым веществом мозга, то излишне вдаваться в дальнейшие объяснения. Конечно,
нормальное и анормальное состояние мозга и степень деятельной работы в
продолговатом мозгу (Medulla Oblongata) мощно действует на шишковидную железу,
ибо благодаря многочисленным «центрам» в этой области, которая контролирует
наибольшую часть физиологических действий в животной экономии, а также в силу
тесного и ближайшего соседства этих двух органов, весьма мощное «индуктивное»
воздействие должно производиться через продолговатый мозг на шишковидную
железу.
Хорошо известно, что Декарт усматривал в шишковидной
железе местонахождение Души, хотя это рассматривается теперь, как
вымысел теми, кто перестали верить в существование бессмертного принципа в
человеке. Хотя Душа
соединена с каждой частью тела, утверждал он, но имеется одно особое место в
последнем, в котором Душа выявляет свои функции преимущественно перед другими.
И так как ни сердце, ни мозг не могут быть этим «особым» местом, то он
заключил, что оно находится в этой маленькой гланде, которая, будучи
привязанной к мозгу, тем не менее, обладает независимой от него деятельностью,
ибо она легко может быть приведена в своего рода маятникообразное движение
через «животных духов» (animal spirits), пронизывающих полости черепа во всех
направлениях.
Несмотря на всю кажущуюся ненаучность этих
взглядов в наши дни точного знания, Декарт был все же много ближе к Оккультной
истине, нежели какой-либо Геккель. Ибо шишковидная железа, как это показано, гораздо теснее
связана с Душою и Духом, нежели с физиологическими чувствами человека. Если передовые ученые имели хотя
бы проблеск представления о действительных процессах, употребленных
Эволюционным Импульсом и о спиральном цикловом движении этого Великого Закона,
они, вместо того, чтобы теряться в догадках, знали бы и были бы уверены в
будущих физических превращениях, ожидающих человеческий род, благодаря знанию
его прошлых форм. Тогда они увидели бы заблуждение и нелепость своих
современных «слепых» сил и «механических» процессов Природы; и вследствие
такого знания они поняли бы, что упомянутая шишковидная железа, например, не
могла быть приспособленной к физическому пользованию в этой стадии нашего
Цикла. Если этот непарный, «третий» глаз атрофирован, теперь, в человеке, то
это доказательство того, что он, как и в низшем животном, когда-то действовал;
ибо Природа никогда не создает ни малейшей, ни ничтожнейшей формы без
какой-либо определенной цели и пользы. Мы утверждаем, что желёзка эта была
деятельным органом в той стадии эволюции, когда духовный элемент в человеке
главенствовал над едва нарождающимися интеллектуальными и психическими
элементами. И по мере того, как Цикл следовал своему нисходящему бегу,
устремляясь к точке, в которой физиологические чувства развились и прошли pari
passu с ростом и уплотнением физического человека – через нескончаемые и сложные
превратности и бедствия зоологического развития, – этот средний «глаз», в конце
концов, атрофировался вместе с ранними духовными и чисто психическими
свойствами в человеке. «Глаз есть зеркало и также окно Души», – гласит народная мудрость[27], а Vox populi
– vox Dei.
[27]. Вспомним, что в Оккультизме Первая Раса
явлена как духовная внутри и эфирообразная внешне; Вторая – психо-духовная и
эфиро-физическая телесно; Третья – вначале, все еще лишенная разума и
астро-физическая телесно, живет внутреннею жизнью, при которой психо-духовный
элемент ни в чем еще не стеснен едва нарождающимися физиологическими чувствами.
Ее два передних глаза смотрят прямо перед собою, не видя ни прошлого, ни
будущего. Но Третий
Глаз «вмещает Вечность».
Первоначально каждый вид и семейство,
существовавших видов, были гермафродитами и объективно одноглазыми. В животном
– форма которого была так же эфирообразна (астральна), как и форма человека,
прежде чем тела обоих начали развивать свои «кожные покровы», то есть,
развивать изнутри наружу плотное покрытие из физического вещества или материи с
его внутренним физиологическим механизмом – в этом животном Третий Глаз, так
же как и в человеке, был вначале единым органом зрения. Два передних физических
глаза развились[28] лишь позднее как в животном, так и в человеке, орган
физического зрения которого при начале Третьей Расы был в том же положении, как
у некоторых слепых позвоночных в наше время, то есть находился под непрозрачной
кожей[29]. Только стадии этого непарного или первичного глаза в человеке и
животном переставлены теперь в обратном порядке, ибо человек уже перешел ту
животную, неразумную стадию в Третьем Круге и опередил простое животное
творение на целый план сознательности. Потому, тогда как Глаз Циклопа был и все
еще является в человеке органом духовного зрения, в животном он был глазом
объективного зрения. И этот глаз, выполнив свою функцию, был заменен в течение
физической эволюции от простого к сложному двумя глазами и, таким образом, он
был сокрыт и отставлен Природой для следующего пользования в грядущих веках.
Это объясняет, почему шишковидная железа
достигла своего высшего развития пропорционально с низшим физическим развитием.
Именно, среди позвоночных она является наиболее выдающейся и объективной, тогда
как в человеке она тщательно сокрыта и недоступна, исключая для анатома. Тем не
менее, немало света пролито этим на будущее физическое, духовное и
интеллектуальное состояние человечества в периоды, которые будут
соответствовать параллельно другим прошлым периодам, и всегда по линиям
восходящей и нисходящей циклической эволюции и развития. Таким образом,
несколько столетий до Кали Юги – Века, начавшегося около 5000 лет тому назад, –
в Комментарии 20-ом было сказано, выражая это в удобопонятных словах:
«Мы [Пятая Коренная Раса] в нашей первой
половине [продолжительности] восхождения [на ныне восходящей дуге Цикла]
находимся в срединной точке [или между] Первой и Второй Расы – нисходящих [то
есть Расы были тогда на нисходящей дуге Цикла]… Вычисли сам, Лану, и узри».
Вычислив, согласно совету, мы находим, что во
время того переходного периода – именно, во второй половине Первой, духовной,
эфиро-астральной Расы – нарождавшееся человечество лишено было элемента
мозгового интеллекта, ибо оно было тогда на своем нисходящем пути. И так как мы
находимся на параллельной линии на восходящей дуге, то потому мы лишены
духовного элемента, который сейчас заменен рассудком. Ибо, запомните хорошо,
так как мы находимся сейчас в Манасическом периоде нашего Цикла Рас, или же в
Пятой Расе, то, следовательно, мы перешли срединную точку совершенного
уравновесия Духа и Материи – или же равновесия между мозговым рассудком и
духовным пониманием.
Однако нужно иметь в виду один важный пункт.
Мы
находимся лишь в Четвертом Круге, но только в Пятом будет достигнуто, наконец,
полное развитие Манаса, как прямого Луча от Всемирного Махата, Луча, более не
задерживаемого Материей. Тем не менее, так как каждая суб-раса и народность
имеют свои циклы и стадии в эволюционном развитии, повторяющиеся в меньших
размерах, то тем более это относится к Коренной Расе. Потому наша Раса, как
Коренная Раса, уже перешла экваториальную линию и уже восходит на духовной
стороне; но некоторые из наших суб-рас все еще находятся на теневой, нисходящей
дуге их соответствующих национальных циклов; тогда как другие – наиболее
древние – перейдя критическую точку, которая одна лишь решает, погибнет или же
будет жить та или другая раса, народ или племя, – находятся на вершине
духовного развития, как суб-расы.
Теперь
становится понятным, почему Третий Глаз постепенно превратился в простую гланду
после физического Падения тех, кого мы согласились называть лемурийцами.
Любопытный факт, что в человеческих существах
мозговые полушария и боковые желудочки особенно развились, тогда как, именно
Optic thalami, Corpora quadrigemina и Corpora striata являются главными
частями, развитыми в мозгу других млекопитающих. Кроме того, утверждается, что
интеллект человека может быть до некоторой степени измерен на основании
развития центральных извилин и передней части мозговых полушарий. Казалось бы,
естественным выводом будет, что если развитие шишковидной железы может
рассматриваться, как указатель на астральные способности и духовные стремления
человека, то должно наблюдаться соответствующее развитие этой части черепа или
же увеличение в размере шишковидной железы за счет задней части мозговых
полушарий. Это весьма любопытное рассуждение, и оно получит подтверждение в
настоящем случае. Мы увидим внизу и позади мозжечок, считающийся
местонахождением всех животных наклонностей в человеческом существе, и который
рассматривается наукой, как главный центр для всех физиологически
координированных движений тела, такие, как хождение, еда и т. д.; впереди,
переднюю часть мозга, мозговые полушария, часть, преимущественно связанную с
развитием интеллектуальных способностей в человеке; и посреди, главенствуя над
обоими, особенно над животными функциями, находится развитая шишковидная
железа, в связи с более высокоразвитым или духовным человеком. Следует
запомнить, что это есть лишь физические соответствия; подобно тому, как
обыкновенный человеческий мозг является запечатлевающим органом памяти, но не
самой памятью.
Итак, это и есть тот орган, который положил
начало стольким легендам и преданиям, среди других и легенде о людях, имевших
одну голову, но два лица. Эти легенды могут быть найдены в нескольких китайских
трудах, помимо упоминания о них в халдейских фрагментах. Кроме уже упомянутого
труда Шан Хай Цзин, компилированного Гун Ся из надписей на десяти урнах,
сделанных по заказу Императора Юй в 2225 г. до Р. Хр., эти легенды могут быть
найдены в другом труде, называемом Бамбуковые Книги, и в третьем ‘Rh Ya автор
которого был «посвященным, согласно традиции Чжоу Гуна, дядей By Вана, первого
Императора Династии Чжоу в 1122 г. до Р. Хр.». Бамбуковые Книги содержат
древние летописи Китая, найденные в 279 г. после Р. Хр. при открытии могилы
Царя Сян из династии Вэй, умершего в 295 г. до Р. Хр... В обоих этих трудах
упоминаются двуликие люди при одной голове – одно впереди и другое позади.
Теперь необходимо знать всем изучающим
Оккультизм, что Третий
Глаз неразрывно связан с Кармой. Догма эта так сокровенна, что лишь немногие
слышали о ней. «Глаз Шивы» не был вполне атрофирован до конца Четвертой Расы.
Когда духовность и все божественные силы и свойства Дэва-Человека Третьей Расы
сделались подслужебны ново-пробужденным физиологическим и психическим страстям
физического человека вместо обратного явления, Глаз утратил свою мощь. Но таков
был закон эволюции и это, выражаясь точно, не было Падением. Грех
заключался не в пользовании этими ново-развитыми силами, но в злоупотреблении
ими; в том факте, что из святилища, предназначенного для пребывания Бога, была
сделана кумирня всяких духовных беззаконий. И если мы говорим «грех», то лишь, чтобы всем
был понятен смысл этого, ибо, в приложении к данному случаю, термин Карма[32]
был бы более подходящим; кроме того, читателю, которого употребление термина
«духовные» вместо «физические» могло бы ввести в недоумение, мы напомним, что
не может быть физического беззакония. Тело просто безответственный орган, инструмент
психического, если и не духовного человека. И в случае атлантов, именно Духовное Существо согрешило,
ибо элемент Духа в те дни был еще «главенствующим» принципом в человеке. Таким
образом, именно, в те времена была порождена нашими Монадами самая тяжкая Карма
Пятой Расы.
[32]. Карма есть слово, имеющее много значений, так
же, как особый термин почти для каждого своего аспекта. Как синоним греха, оно означает
совершение какого-либо действия с целью удовлетворения мирского желания и,
следовательно, желания эгоистического, которое не может не повредить кому-либо
другому. Карма есть Действие, причина; и Карма есть «Закон Этической
Причинности»; следствие поступка, совершенного с эгоистической целью перед
лицом великого Закона Гармонии, который зависит от альтруизма.
Так как эти слова могут все же показаться
непонятными, то лучше объяснить их для пользы тех, кто не знаком с
Теософическим Учением.
Вопросы, касающиеся Кармы и Перевоплощения,
выдвигаются постоянно и, по-видимому, существует большая путаница вокруг этих
вопросов. Те, кто родился и был воспитан в христианской вере и в представлении,
что новая Душа создается Богом для каждого новорожденного младенца, находятся
среди наиболее недоумевающих. Они спрашивают – не ограничено ли число Монад,
воплощающихся на Земле? На что им отвечается утвердительно. Ибо, как бы ни было
бесчисленно в нашем представлении число воплощающихся Монад, все же, должен
существовать предел. И так оно и есть, если даже принять в соображение тот
факт, что со времени Второй Расы, когда их соответственные Семь Групп были
снабжены телами, несколько рождений и смертей должны быть допущены в каждую
секунду времени на протяжении уже прошлых эонов.
Было сказано, что Карма-Немезида, рабыней которой является Природа,
уравновешивает все самым гармоническим способом и что, следовательно, новый
приток или прибытие новых Монад прекратился, как только человечество достигло
своего полного физического развития. Ни одна новая Монада больше не воплощалась
со времени достижения атлантами их срединной точки. Запомним,
исключая случаи малых детей и лиц, жизнь которых была насильственно прекращена
каким-либо несчастным случаем, ни одно Духовное Существо не могло воплотиться в
те времена раньше многих столетий, и уже одни эти пробелы должны бы
свидетельствовать, что число Монад должно быть конечным и ограниченным. Кроме
того, достаточное время должно было быть уделено другим животным для их
эволюционного прогресса. Отсюда утверждение, что многие из нас пожинают
последствия дурных кармических причин, порожденных нами в бытность нашу
атлантами. Закон Кармы неразрывно переплетен с законом Перевоплощения.
Лишь
знание постоянных перевоплощений одной и той же Индивидуальности на протяжении
всего Жизненного Цикла; убеждение, что те же Монады – среди которых много
Дхиан-Коганов или самих «Богов» – должны пройти через «Цикл Необходимости» и
быть вознагражденными или наказанными в новом воплощении за страдания,
понесенные ими, или преступления, совершенные в предыдущей жизни; что эти самые
Монады, которые вошли в пустые, лишенные разума оболочки или же в астральные
формы Первой Расы, выделенные Питри, являются теми же, которые сейчас находятся
среди нас – нет, может быть, даже мы сами; только эта доктрина, утверждаем мы,
может объяснить нам таинственную проблему Добра и Зла и примирить человека с
ужасной и кажущейся несправедливостью жизни. Ничто другое, кроме этой
уверенности, не может успокоить наше возмущенное чувство справедливости.
Ибо когда кто-либо, незнакомый с этой благородной
доктриной, видит вокруг себя и замечает неравенство в рождении, в судьбе, в
интеллекте и способностях; когда он видит почет, оказываемый глупцам и
распутникам, на которых судьба расточает свои милости лишь в силу привилегированного
рождения, в то время, как их ближайший сосед, при всем его интеллекте и
благородных добродетелях, – гораздо более достойный во всех отношениях, –
погибает от нужды и от недостатка в сочувствии; когда он видит все это и когда,
в бессилии помочь этому незаслуженному страданию, ему приходится отворачиваться
с сердцем, обливающимся кровью от воплей, раздирающих душу – то именно лишь
благословенное знание Кармы останавливает его от предания проклятию жизни и
людей, так же как и их предполагаемого Создателя[33] .
[33]. Те, кто возражает против доктрины Кармы,
должны бы припомнить тот факт, что совершенно невозможно пытаться ответить
пессимистам другим образом. Ясное, твердое понимание принципов Закона Кармы
разрушает всю основу, на которой покоится внушительное сооружение учеников
Шопенгауэра и фон Гартманна.
Из всех ужасающих кощунств, являющихся, на
самом деле, обвинениями, брошенными монотеистами Богу, самым большим и
непростительным будет (почти всегда) лживое смирение, заставляющее так
называемого «благочестивого» христианина утверждать перед лицом всякого зла и
незаслуженных ударов, что «такова воля Господня».
Глупцы и лицемеры! Богохульники и нечестивые
фарисеи, говорящие одновременно о бесконечной милосердной любви и заботе своего
Бога и Создателя к беспомощному человеку и о том же Боге, бичующем добрых,
самых лучших из своих созданий, проливая их кровь, подобно ненасытному Молоху!
Ответим ли мы на это словами Конгрэв’а:
«Но кто осмелится осудить Вечную
Справедливость?»
Логика и простой здравый смысл, отвечаем мы. Если нас просят
поверить в «первородный грех» и в одну лишь жизнь на этой Земле для каждой
Души, и в антропоморфическое Божество, которое, по-видимому, создало нескольких
людей лишь из удовольствия осудить их на вечный адовый огонь, – и это, несмотря
на то, будут они добры или дурны, как утверждает это верующий в
Предопределение[34] – почему же каждый из нас, одаренный способностью
рассуждать, не осудит, в свою очередь, такое злобное Божество? Жизнь стала бы
невыносимой, если бы нужно было верить в Бога, созданного нечистым воображением
людей.
[34]. Доктрина и теология кальвинистов. «Цель Бога от вечности
установлена по отношению ко всем событиям» – становится фатализмом и убивает
свободную волю и любую попытку использовать ее на благо. «Это есть предназначение
людей на вечное счастье или несчастье». (Катехизис). Нечего
сказать, благородная и ободряющая доктрина!
По счастью он существует лишь в
человеческих догмах и в нездоровом воображении некоторых поэтов, думающих, что
они разрешили задачу, обращаясь к нему:
«Ты, великая
Таинственная Мощь, зачавшая
Гордость мудрости
человека, чтобы смешать
Дерзновенное
проникновение, испытать веру
Твоих самонадеянных тварей!»
Воистину, требуется крепкая «вера», чтобы
поверить, что «самонадеянностью» является сомнение в справедливости того, кто
создает беспомощного маленького человека, чтобы лишь «запутать» его и испытать
«веру», которою эта «Мощь», может быть, забыла, если не пренебрегла, одарить
его, как это случается иногда.
Сравните эту слепую веру с философской верой,
основанной на разумных доказательствах и на жизненном опыте, в Карму-Немезиду
или же в закон Воздаяния. Этот закон – сознательный или бессознательный –
ничего и никому не предназначает. Он существует от Вечности и в Вечности,
воистину, ибо сам он Вечность; и потому, будучи таковой, и раз ни одно действие
не может быть соравным Вечности, то нельзя сказать, что она действует, ибо она
есть само Действие.
Не волна топит человека, но личное действие
несчастного, который самовольно идет и ставит себя под безличные действия
законов, управляющих движением океана. Карма ничего не создает, так же как она
и не предопределяет. Именно сам человек строит планы и создает причины, и
Кармический Закон приноравливает следствия, такое приноравливание не есть
действо, но всемирная гармония, вечно стремящаяся вернуться к своему
первоначальному состоянию, подобно суку, который, будучи слишком туго согнут,
отдает с соответствующей силой. Если при этом случается вывих руки, пытавшейся
вывести сук из его естественного положения, то скажем ли мы, что именно сук
сломал руку или же, что наша собственная глупость принесла нам беду?
Карма никогда не искала разрушить умственную и
личную свободу, подобно Богу, измышленному монотеистами. Не она облекла во тьму
свои указы с намерением вызвать смущение человека, так же как не покарает она
того, кто отважится исследовать ее тайны. Напротив того, кто через изучение и
созерцание раскроет ее запутанные пути и прольет свет на эти темные тропы, в
извилинах которых погибает столько людей, вследствие их неведения лабиринта
жизни – тот трудится на благо своих ближних. Карма есть Абсолютный и Вечный
Закон в Проявленном Мире; и так как может быть лишь один Абсолют, как Одна
вечная, всегда сущая Причина, то верующие в Карму не могут рассматриваться, как
атеисты или материалисты – еще меньше как фаталисты[35], ибо Карма едина с
Непознаваемым, одним из аспектов которого она является в его следствиях в
феноменальном Мире.
[35]. Для того, чтобы сделать Карму более
понятной западному уму, более знакомому с греческой, нежели с арийской
философией, некоторые из теософов сделали попытку перевести ее, как Немезида. Если
бы Немезида была известна непосвященным в древности, как она понималась
посвященными, то перевод этого термина не вызвал бы возражений. Но при этом
положении вещей Немезида была слишком антропоморфирована греческой фантазией,
чтобы мы могли воспользоваться этим термином без тщательного объяснения. У
древних греков «от Гомера до Геродота она не была богиней, но скорее моральным
чувством», говорит Дешарм; препятствием к злу и аморальности. Тот, кто преступал
его, совершая святотатство в глазах Богов и подвергался преследованию Немезиды. Но с течением времени
«это чувство» стало обожествляться, и олицетворение его сделалось вечно-роковой
и карающей Богиней. Потому, если мы пожелали бы связать Карму с Немезидой,
мы должны сделать это в ее троичном аспекте, как Немезида, Адрастея и Темис.
Ибо, тогда как последняя является Богинею Всемирного Порядка и Гармонии,
которая, подобно Немезиде, имеет миссию прекращать каждую крайность и держать
человека в границах Природы и праведности, под угрозою строгой кары, Адрастея,
«неизбежная» представляет Немезиду, как непреложное следствие причин,
порожденных самим человеком. Немезида, как дочь Дике, является беспристрастной,
справедливой Богиней, сохраняющей свой гнев для тех, кто обезумел от гордости,
эгоизма и нечестивости. (См. Mesomed., «Hymn. Nemes.», v. 2, из Brunck,
«Analecta», II, стр. 292, выдержки приведены в «Мифологии Древней Греции», стр.
304). Короче говоря, тогда как Немезида есть мифологическая, экзотерическая
Богиня или Мощь, олицетворенная и антропоморфированная в своих разнообразных
аспектах, Карма является высоко-философской истиной, божественным и наиболее
благородным выражением примитивной интуиции человека в отношении Божества. Это
есть доктрина, объясняющая происхождение зла и облагораживающая наши
представления относительно того, какой, именно, должна была бы быть непреложная
божественная Справедливость, вместо того, чтобы деградировать неизвестное и
непознаваемое Божество, делая из него своевольного жестокого тирана, которого
мы называем «Провидением».
Таким образом, Карма находится в теснейшей
или, вернее, в неразрывной связи с Законом Перевоплощения одной и той же
духовной Индивидуальности в длинном, почти нескончаемом ряде Личностей.
Последние подобны различным типам,
представляемым тем же самым актером, с каждым из которых этот актер
отождествляет себя и отождествляется публикою на протяжении нескольких часов. Внутренний
или истинный Человек, олицетворяющий эти характеры, знает все время, что он
Гамлет, лишь на краткий срок нескольких актов, которые, тем не менее, на плане
человеческой иллюзии представляют целую жизнь Гамлета. Также он знает, что
предыдущий вечер он был Королем Лиром, который, в свою очередь, был
превращением Отелло в еще более отдаленный вечер. И хотя предполагается, что
внешний, видимый характер не знает об этом факте, и в настоящей жизни неведение
это к несчастью лишь слишком реально, тем не менее, постоянная
Индивидуальность вполне сознает это и, лишь в силу атрофии «Духовного Глаза» в
физическом теле, знание это не может быть запечатлено на сознании обманчивой
Личности.
Обладание физическим Третьим Глазом, говорят
нам, было уделом людей Третьей Коренной Расы почти до среднего периода третьей
суб-расы Четвертой Коренной Расы, когда уплотнение и усовершенствование
человеческого строения явилось причиной исчезновения его из внешней анатомии
человека. Психически и духовно, однако, его ментальное и зрительное познавание
длилось почти до конца Четвертой Расы, когда функции его, в силу материальности
и растления человечества, совершенно замерли.
=================================================================
Древность астрологии уходит в глубину веков, тысячелетий и
даже миллионов лет.
Во 2-м томе "Тайной Доктрины"
Е.П.Блаватская пишет:
"Атланты Диодора были правы,
утверждая, что именно в их стране, в области, окружающей вершину Атласа,
«рождались Боги», т. е., «воплощались». Но лишь после их четвертого воплощения,
они стали, впервые, человеческими царями и правителями."
"От четырех до пяти миллионов лет
прошло между начальной и конечной эволюцией Четвертой Коренной Расы на
Лемуро-Атлантических Материках; миллион лет для Пятой, или арийской, Расы
вплоть до наших дней; и около 850,000 со времени погружения последнего большего
полуострова великой Атлантиды".
"Диодор говорит об Уране, как о первом
царе Атлантиды, сознательно или бессознательно смешивая Материки; но, как мы
уже показали, Платон косвенно поправляет это утверждение. Первым наставником
людей по астрономии был Уран, ибо он есть один из семи Дхиан-Коганов этого
Второго Периода или Расы".
Можно со всею уверенностью утверждать, что Астрология, которую философы древности называли трансцендентной
астрономией, была известна уже в период существования Четвертой Коренной Расы,
которой управляли посвященные. Эти Дхиан-коганы безусловно обладали открытым и
действующим органом духовного зрения, называемым Третьим Глазом или Глазом
Шивы. Так же среди представителей этой расы было достаточно тех, что следовали
за своими духовными руководителями и учителями по пути чистоты и нравственного
совершенствования, что и обеспечивало у них нормальное, естественное
функционирование Третьего Глаза.
Этот глаз, как сказано, вмещает
Вечность. То есть человек, владеющий им (в совершенной нравственной чистоте и
бескорыстии), может производить без помощи каких-либо внешних приборов и
обсерваторий Наблюдения в огромных промежутках времени и пространства. Может
Видеть духовным Оком невидимые взаимосвязи всего сущего, видеть всеобщее Единство.
Видеть все излучения, невидимо наполняющие видимый мир. Видеть влияния
излучений Солнца и планет (Центров Космоса или Макрокосма) на жизнь нашей
планеты и всех населяющих её существ в элементальном, минеральном,
растительном, животном и человеческом царствах природы.
Деградация рас земного человечества при
погружении их во всё более грубые материальные условия привела к атрофированию
Третьего Глаза в нижней точке нисходящей дуги (в середине Четвертой Коренной
Расы, четвертого Глобуса нашей планеты, в четвертом Круге).
И теперь, находясь уже на восходящей
дуге земное человечестве Пятой Коренной Расы подошло к поворотной точке
перехода к новой - Шестой Коренной Расе, в которой на новом уровне эволюции
проявятся возможности духовного восприятия, в том числе способность Видеть
посредством возрождённого Третьего Глаза. Всё больше появляется
людей с особыми возможностями. К сожалению, немало среди них таких, что
раскрыли эти возможности методами медиумизма и психизма. Эти
противоестественные методы, увы, приводят к тяжким душевным и физическим
недугам вплоть до физической смерти и психического одержания. Об этом много
предупреждали Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих. Однако в связи с
астрологией можно сказать, что открытия современной науки и особенно
естественное пробуждение духовных центров в процессе эволюции сознания людей
сделают истины о влиянии планет на земную жизнь (а равно и излучений земного
человечества на жизнь других планет), утверждаемые древними мудрецами,
очевидными и невозможными для отрицания.
Когда же земное человечество возродится
на новом нравственном уровне, и в процессе перехода к Шестой Коренной Расе и
вступления в Огненную Эпоху всё отжившее и несовместимое с изменившимися
планетарными условиями покинет Землю, Астрология, как матерь всех наук
возродится с небывалой прежде силой.
Почему древние мудрецы называли
Астрологию матерью всех наук? Об этом можно предполагать из содержания трактата
Парацельса «ASTRONOMIA MAGNA (ВЕЛИКАЯ АСТРОНОМИЯ) или Полная Разумная Философия
Великого и Малого Миров», в котором автор описывает эту науку как действительно
вмещающую все науки. Причём не в их современном состоянии, существенно ограниченном Прокрустовым
ложем материалистической философии, но в
широком понимании самых просвещенных служителей Культуры (согласно Н.К.Рериху
слово «Культура» происходит от «культ» - «почитание» и «ур» - «Света»), культа
Великой Матери оккультного знания, называемой в Египте Изидой, в Индии -
Сарасвати.
Комментариев нет:
Отправить комментарий