Холл М.П. ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ
Астрология Китая и Тибета
В летописях Китая, страны, которая всегда была впереди
других в закреплении своих прав на изобретение и нового, и старого, и на земле,
и на небе, Первому министру Хванг Тай, Таджао, приписывается построение
констелляций в 2637 году до Р.Х., а в построенной, по слухам, в 2608 году до
Р.Х. обсерватории было сделано в 2537 году до Р.Х. множество наблюдений Плеяд.
Но настоящая работа со звездами в этой
стране, по всей видимости, началась в десятом или двенадцатом столетии до Р.Х.,
и в то время вся она проводилась исключительно в интересах астрологии.
Ричард X. Аллен
Современные астрономы умалчивают о том, что астрономия
является детищем оккультной науки. Поль Каруз говорит, что «у нас не было бы сейчас астрономии, если бы нашим предкам не была дана
астрология»[31]. «Боюсь, что астрономия, — с
сожалением соглашается с ним Костард, — обязана своим рождением и
развитием астрологии»[32].
Изолированное положение Китая и его
практически полная независимость от чужестранного влияния на протяжении
нескольких тысячелетий заставили китайцев самостоятельно открывать, развивать и
совершенствовать свои искусства и науки, не пользуясь уже накопленными знаниями
других рас. Для китайцев внешний мир не существовал и за воротами Китая не было
ничего, кроме пустоты.
[31] См.: Gardener.
Faiths of the World.
[32] См.: History of Astronomy.
Понимание такой национальной психологии является жизненно необходимым
фактором для критического анализа китайского сознания и решительно противостоит
широко распространенному мнению, что китайцы унаследовали свою астрологию от
арабов или индусов. Мы убеждены, что это многовековое заблуждение ученых Запада
было наконец устранено последним заключением Филлипса, почетного секретаря
Королевского астрономического общества. Этот джентльмен пишет: «Зодиак древних китайцев совершенно
независим от зодиака, которым пользуются на Западе». И далее он добавляет:
«Ясно, что Китай был одной из ведущих
наций Древнего мира в изучении астрономии»[33].
[33] См.: Splendour of the Heavens.
Таким образом, древняя империя представляет собой совершенный и не
затронутый чужеродным влиянием пример того, что источником происхождения
материальных наук неизбежно являются оккультные, или метафизические, науки.
Действительно, на современную китайскую астрологию огромное влияние оказывает
ее нынешний контакт с европейскими цивилизациями, но правда также и то, что
более поздняя культура Китая чрезвычайно отличается от его древних учений.
Изменения более ранних систем и новые толкования старых знаний, являющиеся
следствием введения в Китае иезуитства, не обманут исследователя, обладающего
здравым критическим умом, и не заставят его недооценить огромное значение
древних искусств, традиций и наук. Китайцы
допускали, что взаимоотношения, существующие между земными правителями и их
подданными, зависят от движения и расположения небесных тел и прочих звездных явлений: и
первоначальной основной задачей китайских астрономов всех времен как раз и было
выявление этих взаимосвязей, как обобщает Гобил мысль ученых-иезуитов[34].
[34] См.: History of Astronomy.
Мы в долгу перед А.Дж.Пирсом за его великолепное историческое резюме. «Астрология, — говорит он, — прочно укоренилась среди ученых-китайцев с
самых ранних периодов истории их удивительной страны. Сэр Дэвид Брюстер считал,
что на протяжении примерно 2500 лет, начиная с 2752 г. до н.э., со времен
династии Фохай, астрономию в Китае изучали исключительно в целях астрологии и
она пользовалась величайшим почитанием — даже императоры избирались в
соответствии с их знанием астрономии и астрологии. Именно так и было в
случае с Чуэнай, который в 2513 г. до н.э. сам рассчитал движения пяти планет,
великое соединение которых, вычисленное им, как предполагается, произошло в
2449 г. до н.э.»[35]. Даже сэр Марко Поло упоминает о восточных астрологах, по
достоинству оценивая их знания. «Эти астрологи, — пишет великий путешественник,
— мастерски владеют своим делом, и их слова часто сбываются, так что люди
целиком доверяют им»[36].
[35] См.: The Horoscop. — Vol. I.
[36] Cм.: The Book of Sir Marco Polo.
Фохай, Священный император, которого
называют и человеком-драконом, и Величайшим императором, и мудрецом, и Отцом
Богов и людей, был аватарой вечной божественности, Света Небес. О Фохае пишут,
что он был рожден девственницей «без участия отца». У Фохая была голова
человека, а тело змеи, и, подобно халдейскому Оанну, он был первым
просветителем китайцев. «Он научил их использовать письменные иероглифы, за что
заслужил звание “литературного предка мириадов веков”; он изобрел диаграммы, чтобы
объяснять людям то, как из хаоса образовалась Вселенная, последовательность
миров и т.д.; он установил закон о браке; он учил подданных охотиться и ловить
рыбу, а также всяким полезным ремеслам и искусствам; вывел “шесть видов
животных”: одних — для еды, а других — для приношения в жертву Богам. Он сам
был первым, кто принес жертву, и имя его означает “Жертва”»[37]. Фохай как Сын
Неба был сведущ во всех тайнах небесного свода и среди прочих благодеяний
одарил человечество знанием божественных элементов, планет и удивительных
символов.
В «Шу-цзин» написано: «Из пяти Управителей первый называется годом; второй
— месяцем (луной); третий — солнцем; четвертый — планетарным годом; а пятый
известен как астрономический год».
[37] Appendix to McClatchie’s Translation of Yih King.
Конфуций, вне всякого
сомнения, представляет собой выдающуюся этическую силу Китая. Хотя он и считал
себя неспособным постичь метафизические абстракции Лао-Цзы, тем не менее он был
человеком глубокого интеллекта, с мощной способностью к быстрому восприятию
практических сторон жизни. О его
рождении возвестили внезапно появившиеся таинственным образом пять древних
загадочных мудрецов. Они вели с собой создание, окружив его со всех сторон. Оно
было похоже на льва, покрытого чешуей дракона, с коротким рогом во лбу. Это
появление легко поддается астрологическому толкованию. Дракон-лев Китая,
подобно фениксу арабов или египтян, означает определенный временной цикл, и на
кульминации каждого из таких циклов небо порождает «выдающегося незаурядного
человека». Дополнительное подтверждение того, что речь идет именно о таком
цикле, дают пять древних мудрецов, обозначающих планеты, подобно пяти звездным
управителям, так как сказано, что они вели с собой священное животное.
Отношение Конфуция к прорицаниям в целом, и к небесным таинствам в
частности, можно понять по его увлечению «И
Цзин», наиболее ранним из известных китайских трудов по магии и метафизике, для
которого он подготовил подробнейшие комментарии. Один из писателей сказал
об этом классическом произведении: «“И
Цзин'’ — один из наиболее древних и наиболее таинственных документов мира. Он
более загадочен, чем пирамиды Египта, более стар, чем веды Индии, возбуждает
больший интерес, чем клинопись в рукописях Вавилона»[38]. То, что Конфуций верил
в предопределение и неизбежность циклов, очевидно из любопытного
обстоятельства, предшествовавшего его смерти. Священное животное, которое
предзнаменовало его появление на свет, было убито однажды в лесу, и мудрец
понял, что это предсказывает конец цикла его правления. Поэтому, будучи уже в
почтенном возрасте, он готовился к смерти. Несколько выражений из трудов
Конфуция предполагают его знакомство с астрологическими принципами: «Чтобы познать людей, не следует пренебрегать знаниями Небес».
И еще: «Не познав небесных законов, невозможно быть выдающимся
человеком». Или еще: «Ни Бог, ни дьявол не приходят к
людям случайно или по ошибке. Небо ниспосылает невзгоды либо счастье в
соответствии с их поведением». И наконец: «Бедствий,
посылаемых Небом, можно избегнуть, но нельзя укрыться от бедствий, причиненных
самим собой»[39].
[38] Carus. Chinese Thought.
[39] Dawson. The Ethics of Confucius.
Интересный эпизод в истории Китая
вспоминается в связи с пожаром в Александрийской библиотеке. Когда Ши Хван-ти
стал императором Китая, он приказал сжечь старинные книги и уничтожить все, что
осталось от изначального учения. Предполагалось, что он сделал это в основном
из-за нелюбви к книгам вследствие своей неграмотности, но на поверку это
оказалось вовсе не так. Библиотеки были
уничтожены, так как император считал, что беспорядочное чтение древней классики
может привести к неправильному пониманию основных истин и, таким образом,
поставить под угрозу целостность государства. По свидетельству, «древние труды
должны были находиться только в библиотеке императора». В соответствии с этим
свидетельством распоряжение об уничтожении не распространялось на книги по
астрологии, возможно, потому, что это учение признавалось необходимым для
управления государством и считалось, что оно имеет скорее небесную природу, чем
мирскую[40].
[40] Fergusson. Chinese Researches.
Астролатрия китайцев была создана на закате империи, так как при старом режиме император был Сыном Неба,
непосредственным потомком лазурного Бога Небес. Среди наиболее важных церемоний
империи было ежегодное празднование счастливого нового года, которое происходило
в ночь зимнего солнцестояния, когда Ян, Дух Света, начинал прибывать. На
юге от великого города Пекина, в центре воображаемого колеса, состоящего из
философских диаграмм Фохая, находится небесный алтарь. Этот круглый алтарь,
каждый уровень которого окружен высеченной мраморной балюстрадой, поднимается в
три яруса. В ночь зимнего солнцестояния все пространство, которое занимает
алтарь, причудливо украшается фонариками. На верхней террасе, или на самом
алтаре, размещается табличка, надпись на которой гласит: «Высшее Небо, верховный император». Есть также еще ряды подобных
табличек, посвященных императорам священного рода, которые размешаются между
первым священным императором и его дальнейшими почитаемыми последователями. На
второй террасе находятся таблички, посвященные Солнцу, Луне, пяти планетам,
Большой Медведице, 28 основным констелляциям (лунным домам) и другим важным
звездам небосвода. Все правители империи, великие мандарины и прочие
высокопоставленные сановники стоят во время церемонии на предназначенных им
местах. Когда все готово, император восходит туда, где находится дощечка с
надписью «Высшие Небеса», и, скромно склоняясь пред славным прошлым, преклоняет
колени и касается лбом мраморной мозаики, умоляя Великого Небесного Императора
благосклонно взглянуть на своего земного сына и защитить империю.
В чикагской «Дэйли-ньюз» однажды была опубликована статья по астрологии,
которая приписывалась лондонской «Дэйли-майл». В ней говорилось, что «император
Китая действительно верит в астрологию и приказал служащим у него астрологам
вычислить подходящий день для возвращения его двора в Пекин».
О тибетской астрологии мы заметим лишь
то, что она была впервые распространена Падмасабмхавой, Лотосорожденным,
которого чаще называют «Драгоценным Гуру». Придя в Тибет из Индии, где он был
преподавателем в Буддийском университете в Наланде, примерно в 749 г. н.э. он
основал в этой стране ламаизм[41]. Со
времени «Драгоценного Гуру» и до наших дней тибетцы постоянно пользовались
астрологией для определения не только каждого события и действия в их жизни, но
и для того, чтобы узнать, в какие условия душа попадет после смерти. «Все
буддисты верят во влияние планет, — пишет Пирс, — сама их религия основана на
этой вере. По крайней мере, на протяжении 5000 лет эта вера принималась сотнями
миллионов китайцев, индусов и т.д. Ни одно простое заблуждение не могло бы
занимать умы просвещенных ученых-буддистов на протяжении стольких тысячелетий»[42].
Что же касается той части Тибета, которая прилегает к Китаю, там в тибетской
астрологии прослеживается китайский аспект, точно так же как в частях,
прилегающих к Индии, отмечается индийское влияние. Вычисления тибетских
астрологов основаны скорее на фиксированных циклах, чем на действительном
расположении звезд. Довольно странно, но их система удивительно точна, а их
метод, тайну которого они ревностно охраняют, по результатам можно вполне
сравнить с более сложными школами браминов и Птолемея. Краткое представление об
астрологии Тибета вы можете получить из книги Вадделя «Тибетский буддизм».
[41] См.: Эванс Венц. Тибетская книга мертвых.
[42] См.: The Horoscop. — Vol. I.
Ричард X. Аллен
[32] См.: History of Astronomy.
[33] См.: Splendour of the Heavens.
[35] См.: The Horoscop. — Vol. I.
[36] Cм.: The Book of Sir Marco Polo.
[37] Appendix to McClatchie’s Translation of Yih King.
[38] Carus. Chinese Thought.
[41] См.: Эванс Венц. Тибетская книга мертвых.
[42] См.: The Horoscop. — Vol. I.
Комментарии К.С. к главе об астрологии Китая и Тибета
Комментарий 1
Представляется, что такая ссылка неуместна, как мнение учёного-схоласта,
исходящего, скорее из предубеждения, чем из понимания. Вероятно, Холл хотел
этим подчеркнуть, что даже иезуиты были высокого мнения о достижениях китайских
астрономов и астрологов. Но при этом нужно было бы поправить эту мысль,
пояснив, что самые высокообразованные
китайцы не «допускали, что … зависят от движения…», а ЗНАЛИ О ВЛИЯНИИ «движения
и расположения небесных тел и прочих звездных явлений…» Это не
было верой в христианском понимании, но научным знанием.
Комментарий 3
Относительно тибетской астрологии необходимо заметить, что она, как и само
учение тибетского буддизма имеет как экзотерическую, так и эзотерическую
составляющие. По экзотерической составляющей тибетской астрологии есть
несколько доступных книг. Что же касается эзотерической составляющей, то
интересную попытку её исследования и толкования предприняли представители
Русской Эзотерической Школы Теософии имени Е.П.Блаватской во главе с недавно
покинувшим земной план Владимиром Анатольевичем Бакановым (литературный
псевдоним – В.М. Рослев).
Вот, например, ссылка на исследование Эдуарда Романова «Связь Калачакра-тантры с Тайной Доктриной и
другими произведениями Елены Петровны Блаватской»: http://resht.ru/?page_id=730&lang=ru
Однако здесь следует пояснить, что эти
исследования могут быть поняты только после предварительного глубокого усвоения
основ Учения Махатм и основ тибетской астрологии в их экзотерическом изложении.
И такая подготовка не может быть осуществлена быстро, интеллектуальным
любопытством или упорством, но - длительным изучением. Для неподготовленных
сознаний неизбежно будет действовать оккультная аксиома: "Уста Истины немы
для непонимающих".
Калачакра - календарь Шамбалы
Астрология индийцев
Для религиозного
индийца, а также для всех людей с высокой нравственностью знание астрологии
неоценимо и просто необходимо. Его цели становятся выше и все его действия
более упорядочены, когда он опирается на знание о том, что в будущем состоянии
также действуют неизменные и благородные законы. Никогда нельзя
пренебрежительно относиться к знанию будущего, и в свете этого знания меры,
которые можно предпринять для улучшения настоящих условий, чрезвычайно полезны
в нашей практической жизни.
Б. Сурьянаран Роу
Вполне уместно начать наш краткий обзор астрологии индийцев
обращением-призывом Вараха Михиры: «И пусть Солнце, которое придает форму Луне,
которое является душой мудрецов, которому поклоняются приносящие
жертвоприношение, которое главенствует среди богов, планет и звезд, которое и
разрушает, и создает, и охраняет все миры, к которому взывают в Ведах разными
способами, — пусть это Солнце, состоящее из разноцветных лучей, из света трех
миров, ответит нам».
Как оказывается, исследование Вед,
пуран и других религиозно-исторических документов древних ариев полностью
подтверждает заявление о неоспоримом старшинстве астрологии индийцев,
выдвинутое В. Субрахманья Шастри. Господин Шастри решительно и безоговорочно
утверждает, что «индийцы являются самой
древней народностью из тех, которые до сих пор продолжают существовать в мире,
а астрология считается их древнейшей наукой». Сэр Вильям Джонс, выдающийся
ориенталист, защищает древность зодиака индийцев от преобладающего мнения
западных ученых, состоящего в том, что он произошел значительно позже от учений
других народностей. «Во первых, — заявляет Джоунс, — брамины всегда были
слишком гордыми, чтобы заимствовать свою науку у греков, арабов, монголов и
какой-либо другой народности “млеччхов”, как они называют тех, кто не
разбирается в Ведах и не изучил язык богов»[43]. Такого же мнения
придерживается и Вальтер Олд, который заявляет, что выводы так называемых
авторитетов, умаляющих древность астрологии индийцев, неправомочны на том
основании, что «ни один из них не знаком с предметом астрологии ни европейской,
ни индийской»[44].
[43] См.: Asiatic Researches.
[44] См.: The Science
of Foreknowledge.
Доктор В.Дж.Реле тоже убежден, что астрология индийцев имеет природное
происхождение. «То, что возраст
индийской астрологии столь же древен, как возраст Вед, — замечает он, — является фактом, который нетрудно доказать.
Она составляет один из ангов Атхарваведы». Заметив, что «Джьотиша-шастра», работа, посвященная
движению небесных тел и их значениям, упоминается в Атхарваведе, он делает
вывод: «Отсюда видно, что происхождение
современной астрологии можно отнести к Атхарваведа-джьотише, возможная дата
написания которой, согласно Дикститу и другим, относится к временному интервалу
между 1500 и 900 гг. до н.э.»[45].
[45] См.: An Exposition of the Directional Astrology of the Hindus.
Поскольку имеется множество свидетельств, из которых выше приведены лишь
несколько примеров, разумно предположить, что Индия не заимствовала астрологические доктрины ни у греков, ни у
мусульман, а, вероятнее всего, обязана их созданием и искусным применением в
различных областях генеалогии своим собственным мудрецам, которые жили в
доисторические времена. Действительно, многие литературные памятники
язычников, подтверждают, что вся структура халдейских,
египетских, греческих и римских учений в целом, особенно большинства оккультных
наук, имела азиатское происхождение. Письменные сведения о египетском Озирисе,
так же как и о греческом Орфее, гласят, что они были «темнокожими мужчинами» с
Востока, которые принесли первые знания священных наук от народа или государства
мудрецов, жившего почти каким-то мифическим образом на высокогорьях Северного
Индостана.
По сути же, было выдвинуто предположение, что современные индусы
получили свои духовные знания от более древней расы архатов. У китайцев есть
аналогичное письменное свидетельство, касающееся их источника метафизической
культуры, которое содержится в священных книгах религиозной общины, говорящее о
«Великих Учителях снежных гор Хаймавата», а также о «Великих Учителях Высшего
Закона, которые жили в горных ущельях вдали от людей»[46].
[46] См.: Beal. Catena
of Buddist Scriptures.
Нам следует признать, что астрология индусов основана на
высочайших духовных ценностях. Наука браминов была создана рядом предшествующих
патриархов, которые обладали всеми человеческими добродетелями и общались с
Богами. Этих мудрецов называли Риши, что, согласно Коулбруку, означает
«вдохновенный писатель», или святой, через которого божество открывает
человечеству некоторые знания. Махариши были величайшими из святых,
и их можно некоторым образом сравнить с такими пророками древних иудеев, как
Ной, Авраам, Иаков и Моисей. «Астрологические работы были
первоначально составлены великими Махариши Васишта, Парашара, Вьяса, Джаймини.
Это были люди, обладавшие сверхвидением»[47] Парашара, чьи работы по астрологии
ценились особенно высоко, был отцом Вьясы, который составил Веды и пураны и имя
которого прославляется практически выше всех прочих смертных в Индостане.
[47] См.: Введение к «Джагака-чундрике».
Есть старая индусская легенда, которая проливает свет на малоизвестный
аспект астрологической философии. Суть этой истории заключается в следующем:
Вишну, второе лицо в индусской триаде, безмятежно покоясь на своем небесном
троне, задумал просмотреть свою натальную карту и обнаружил в ней, что
следующие девятнадцать лет его жизни будут проходить под пагубным влиянием
Сатурна. Итак, желая избежать этого и победить Сатурн, Вишну превратил себя в
слона и провел девятнадцать лет в густом лесу, жуя траву и овощи, чтобы Сатурн
не причинил ему непоправимого вреда, если он останется в своем божественном
обличье. По прошествии девятнадцати лет Вишну вновь принял свой реальный образ
и воссел на трон. И вот однажды, сидя на троне, Вишну увидел проходившего мимо
Сатурна и окликнул его, вопрошая: «Как это случилось, Сатурн, что ты не
причинил мне никакого вреда за эти девятнадцать лет, в которые ты имел надо
мной власть?» «Ну сэр, — ответил Сатурн, — что же мы, бедные подданные, можем
сделать такой высокопоставленной особе, как Вы, кроме того, чтобы Вы
девятнадцать лет не вкушали ничего, кроме травы, и вели самую жалкую жизнь,
донимаемые мухами и москитами?»[48]
[48] См.: Star of Magi. — Feb., 1902.
В этом месте неплохо бы привести пример индийской астролатрии. Как Макс Мюллер,
так и сэр Вильям Джонс отмечали, что слово «риши» происходит от корня,
означающего «сиять». И слово «Risksha» в наше время переводится как «сияющий»,
но также обозначает, что удивительно, созвездие Медведицы[49].. Поскольку
«маха» означает «большая», «махариши» можно перевести как «ярко сияющий» или
«большое сияние»; Махариши — Большое созвездие, или Большая Медведица. Это,
вероятно, объясняет существующее верование, что семь Риши нашли свое пристанище
на семи звездах созвездия Большой Медведицы (или Урза), которые в индусской
астрономии носят их имена[50]. В древности навигаторы пролагали курс по
Полярной звезде, которую находили по Ковшу Большой МедведицыТаким образом, Риши
указывают путь, а Медведица охраняет полюс. Северные Риши обитают в Полярной
Шамбале — городе Богов. В индусской
астрологии «семь солнц Дракона Мудрости» управляют судьбой мира.
[49] См.: Brennand.
Hindu Astronomy.
[50] См.: M.Moller.
Lectures on Language.
Бреннанд обращает внимание и на другую интересную особенность астрологии
индусов. Помимо солнечного зодиака, в ней имеется разделение эклиптики на
двадцать восемь частей, которые соответствуют аналогичному числу созвездий,
границы которых определяются по дневному движению Луны и называются лунными
домами. «Оказывается, — пишет этот автор, — солнечный зодиак составлял основу западной астрономии Египта и Греции и
в соответствии с ее символами формировались их мифологические системы; но в
странах Востока (особенно в Индии) в ранние времена, несмотря на то, что
сохранялся и солнечный зодиак, предпочтение отдавалось лунным домам, на основе
которых строились лунные и лунно-солнечные годы». Соответственно этому
символизму, в котором Солнце и Луна соперничают друг с другом, производилось
разделение человеческого общества. Две
древние расы индийских правителей, потомки Ману, увековечили астрономический
раскол, получив название «детей Солнца и детей Луны». Это были сурьи и
чандравансы, принадлежавшие соответственно к солнечной и лунной династиям.
И так как западные ученые остаются в неведении относительно менее очевидных
аспектов этих загадок, то едва ли они могут надеяться на правильное понимание
науки или метафизики Азии.
«Рамаяна» Вальмики — это большая эпическая поэма, которую некоторые считают
источником «Иллиады». В ней описывается жизнь Рамы, аватары Вишну. Любимая жена
Рамы, Сита, была похищена Раваной, вероломным правителем Ланки, или Цейлона.
Собрав армию обезьян, птиц и других животных, Рама, с помощью обезьянего короля
Ханумана, одолевает Равану вместе с его полчищами злых ракшасов и спасает Ситу.
Гороскоп Рамы представляет прекрасный
пример индийской астрологии. Вальмики помещает его в девятнадцатой главе
«Балаканда». В нем приводятся следующие данные: «Рама родился в Катаке с
находившимися там Чандрой (Луной) и Гуру (Юпитером), Сани (Сатурном) в Тхуле,
Куйа (Марсом) в Макаре, Шукрой (Венерой) в Меене, Рави (Солнцем) в Меше,
Буддхой (Меркурием) во Вришибхе»[51]. Это в переводе означает, что Рак восходил
в соединении с Луной и Юпитером, находившимся в том же знаке, Сатурн был в
Весах, Марс — в Козероге, Венера — в Рыбах, Солнце — в Овне, а Меркурий — в
Тельце. Голова Дракона, согласно вычислениям, находится в Стрельце. По мнению
Сефариала, вполне возможно, что это
гороскоп человека, родившегося до 3102 года до н.э. В таком случае он может
быть одним из наиболее ранних гороскопов, которые имеются для публичного
исследования[52].
[51] См.: Jataka
Chundrika.
[52] См.: The Science
of Foreknowledge.
В заключение следует заметить, что астрология индусов отличается от
астрологии Птолемея одной специфической чертой. Восточные вычисления основаны
на том, что называется естественным зодиаком, в то время как западные народы основывают
свои вычисления на том, что называется воображаемым зодиаком. Прошло около 1400
лет с тех пор, как эти два зодиака были совмещены, и сейчас расхождение между
этими двумя системами составляет всего лишь каких-нибудь 20 градусов.
Следовательно, восточный зодиак на 20 градусов отстает от птолемеевского и при
применении индусских ключевых обозначений к гороскопам, составленным по
западной методике, следует принимать во внимание эту разницу.
Б. Сурьянаран Роу
[43] См.: Asiatic Researches.
[45] См.: An Exposition of the Directional Astrology of the Hindus.
[48] См.: Star of Magi. — Feb., 1902.
Комментарий К.С. к главе об астрологии индийцев
М.П.Холл приводит решительное и безоговорочное утверждение Субрахманьи
Шастри, который говорит, что «индийцы являются самой древней
народностью из тех, которые до сих пор продолжают существовать в мире, а
астрология считается их древнейшей наукой».
Затем цитирует мнение доктора В.Дж.Реле:
«Отсюда видно, что происхождение современной астрологии
можно отнести к Атхарваведа-джьотише, возможная дата написания которой,
согласно Дикститу и другим, относится к временному интервалу между 1500 и 900
гг. до н.э.».
Далее Холл пишет: «Индия не заимствовала
астрологические доктрины ни у греков, ни у мусульман, а, вероятнее всего,
обязана их созданием и искусным применением в различных областях генеалогии
своим собственным мудрецам, которые жили в доисторические времена.
… современные
индусы получили свои духовные знания от более древней расы архатов. У китайцев
есть аналогичное письменное свидетельство, касающееся их источника
метафизической культуры, которое содержится в священных книгах религиозной
общины, говорящее о «Великих Учителях снежных гор Хаймавата», а также о
«Великих Учителях Высшего Закона, которые жили в горных ущельях вдали от
людей».
В выводе, сделанном доктором В.Дж.Реле применительно к астрологии очень
показательно ключевое слово «современной».
В комментарии 1 к предыдущей главе было показано, что Астрология стара как Мир, и можно сказать, Вечна (подразумевая Века
Жизни Брамы или Брахмы, что для сознания земного человека равно неизмеримо во
времени). И то, что одна из
древнейших цивилизаций, культур, ныне сохранившихся – индийская – названа в
своих самых ранних исторических (в отличие от доисторических, неизвестных
современной науке, но известных оккультистам) проявлениях матерью современной астрологии,
соответствует истине. Следуя этой точке зрения, так называемые доисторические периоды развития на Земле древней
арийской цивилизации вплоть до Атлантической и более древних можно отнести ко
времени развития древней
Астрологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий