Холл М.П.
Философия Астрологии
Глава 3. Природа планет и их соотношения с созвездиями согласно философии древних жрецов-астрологов
Для людей
древности планеты были странствующими богами. Несмотря на то что древние
астрономы не располагали научными приборами вроде тех, какими мы пользуемся
сегодня, они достигли очень многого с помощью того простейшего оборудования,
которое было им доступно. Во всех частях цивилизованного мира древности
существовали астрономические обсерватории. Египтяне изучали движения небесных
тел при помощи каменных инструментов. Халдеи строили башни для астрономических
наблюдений — зиккураты, устанавливая на их верхних площадках искусные
устройства для исчисления движения небес. Замечательная обсерватория,
построенная на стене, есть в Пекине. Ее инструменты отлиты из бронзы и украшены
фантастическими орнаментами в виде драконов и символических рисунков. В ней
имеется даже телескоп без линз и зеркал — просто полая труба, с помощью которой
изолировали для изучения какую-либо звезду на небе.
В огромной
обсерватории, возведенной в Джайпуре, в Центральной Индии, есть несколько
солнечных часов высотой более шестидесяти футов. Имеются там и гигантские
астролябии, а также мраморные бассейны с высеченными на них странными
астрономическими символами. Смотритель этой обсерватории, видный индийский
ученый, и сейчас пользуется ее древними инструментами; он был особенно польщен
в тот день, когда я разговаривал с ним по поводу небольшой ошибки, обнаруженной
им в британском морском альманахе. А в Чичен-Ица, одном из древних городов майя
на полуострове Юкатан, обнаружена и реконструирована астрономическая
обсерватория, которой не меньше тысячи лет. Это сооружение называют Эль
Караколь — Дом Улитки, так как внутри его центральной башни находился спиральный
коридор, своим строением напоминающий раковину улитки. У древних народов
Америки астрономия достигла такого развития, что испанцы-завоеватели,
познакомившись с астрономической наукой майя, внесли поправки в свой
собственный календарь.
То ли древние
астрономы обладали более острым зрением, чем современные, то ли в определенных
климатических условиях атмосфера более прозрачна — на сегодняшний день это
установить невозможно. Но одно известно точно: без помощи телескопов древние
предвосхитили целый ряд открытий, которые мы считаем сравнительно недавними.
Например, вавилоняне, по всей вероятности, наблюдали кольца Сатурна. Изображая
это божество, они всегда окружали его тело огромным кольцом. Им также были
известны фазы планеты Венера, а некоторые данные позволяют предполагать, что
они знали и о существовании лун у Юпитера. Вавилонская башня была
халдейским зиккуратом. Ей предстояло достичь небес для того, чтобы люди могли
сообщаться с богами — звездами.
К изучению
неба людей первоначально побудило желание раскрыть тайну влияния небесных тел
на человеческую жизнь. Все древние астрономы изучали небеса для того, чтобы
составлять предсказания. Лишь в XVII
веке нашей эры астрология повсеместно утратила роль главного движущего мотива
астрономических исследований.
В пантеонах
большинства древних религий было семь главных богов и богинь, связанных с
планетами. Считалось, что эти духи планет имеют особую власть над земными
делами. Исследователей мифологии удивляет, почему все религии произошли из
поклонения небесным телам.
Возникает
вопрос: то ли сначала идея семи богов зародилась в человеческом сознании, а
затем эти боги стали ассоциироваться с планетами, то ли наблюдение планет,
видимых древним людям, привело к созданию семи божеств — богов планет?
Происхождение
их покрыто мраком. Нам очень мало известно о той сумеречной эпохе истории, что
предшествовала заре рационального мышления. Может быть, для ответа на наши
вопросы нам следует глубже исследовать бессознательные процессы человеческой
психики. А может быть, сама мифология могла бы ответить на ею же заданные
вопросы, если бы мы рассмотрели мифы без предубеждения.
В каббале,
древнееврейском мистическом учении, сказано, что до того как Адам был изгнан из
Эдемского сада, он обучался у ангелов. Древний текст в причудливых выражениях
сообщает нам, что первый человек посещал небесную школу, где духи мира обучали
его всем тайнам Вселенной. Возможно, в этом заключена неожиданная истина,
которая поможет разгадать нашу загадку.
Современные
сторонники эволюционной теории всегда мыслят в категориях восхождения человека;
его считают высшей ступенью в развитии позвоночных. В поисках его происхождения
они все ниже спускаются по лестнице эволюции, пока наука не обнаружит
когда-нибудь его первопредка в крохотном одноклеточном организме, плававшем в
какой-нибудь доисторической луже. А завершив это исследование, наука
торжественно восславит величие пути, проделанного человеком. Начав со столь
малого, мы поднялись так высоко! Но эта точка зрения может ограничить наше
представление о жизни в более широком ее значении. Древние философы не могут
поспорить с теорией «от амебы — к человеку», зато ставят встречный вопрос: а
что было до амебы?
Эзотерическая
традиция учит не только о физическом восхождении человека в ходе эволюционного
процесса, но и о его духовном упадке еще до начала цикла физического развития.
Процесс эволюции привел к формированию у человека объективного сознания за счет
его субъективного осознания. Первобытный человек был ясновидящим — иными
словами, восприимчивым к импульсам духовного мира. Он осознавал мистическую
структуру Космоса. Это сознание, связывавшее его с внутренними планами бытия и
причинной природой мира, постепенно
ослабевало, пока от него не осталось лишь нечто вроде смутной памяти, схожей со
сновидением. В этой
памяти-сновидении — корни мифологии, а также причина интеллектуального
стремления человека к учению и знанию. В этом — смысл бессмертного изречения
Платона: «Учиться — значит вспоминать».
До того как
человек обзавелся глазами, чтобы видеть природу вокруг себя, он пользовался
функциями третьего глаза, расположенного в центре мозга. Этот глаз соединял его
с незримыми энергиями неземной сферы. Пока эта способность продолжала
функционировать, человек осознавал механику электрической и магнитной
вселенных. Вот в чем смысл
каббалистического предания об Адаме, обучающемся в школе ангелов.
Когда
шишковидная железа переместилась в глубь мозга и третий глаз перестал
функционировать, человек утратил способность прогуливаться вместе с богами в
вечерней прохладе.
Но память о
богах сохранилась, чтобы впоследствии стать религией. Память о великолепном
зрелище метафизической вселенной также осталась — смутная, но неразрушимая. Эта
память и лежит в основании эзотерической астрологии. Ранний этап истории науки
был борьбой разума за то, чтобы обосновать в понятиях внешнего мира те
убеждения, которые сохранялись в подсознании в виде абстрактной модели истины.
В этом, я
думаю, и заключается разрешение дилеммы, стоящей перед современным мыслителем,
который не в силах понять, почему все древние люди придерживались одних и тех
же верований о богах, природе Вселенной и своем собственном бессмертии.
В видении
Гермеса, называемом «Поймандр», описывается нисхождение человеческой души
сквозь орбиты семи планет к тайне рождения. Согласно герметической формуле,
духовная природа человека исходит от звезд, опускается по лестнице планет и
находит пристанище в темной обители стихий. По мере того как душа спускается
сквозь семь орбит, каждый из богов планет наделяет ее природу каким-либо
атрибутом или качеством. Следовательно, когда человек поднимается в физический
мир, при рождении он приносит с собою семь душ, которые называются
«облачениями». Это восхождение и есть процесс эволюции после рождения. Душа
начинает проявлять свои качества, полученные от планет. Следовательно, она
формирует семь натур или одну натуру, состоящую из семи частей. Эта натура
становится личностью, которая представляет собою результат химического
соединения абстрактных импульсов. Совершенство индивида достигается путем
совершенствования семи его натур. Это называется семью ступенями
самосовершенствования.
Под планетами
необходимо понимать сферы нравственных импульсов. Под нравственностью в данном
случае мы имеем в виду энергию, направленную на достижение нравственных
последствий; это жизнь в аспекте добра и зла, любви и ненависти,
созидательности и разрушительности. Энергия Солнца, прошедшая сквозь структуры
семи планет, производит различное воздействие в соответствии со структурами,
питаемыми его лучами.
Например, семь
планет господствуют над семеричным строением всех живых существ. Процесс
эволюции — это высвобождение планетной энергии по соответствующим схемам,
подчиняющимся законам геометрии. Семь планет проецируются на Землю в виде семи
континентов. Каждый из континентов вскармливает семь классов живых организмов,
а земля под ними содержит семь классов минералов, семь классов металлов и семь
классов драгоценных камней. Каждое животное и растительное царство делится на
семь подклассов. Существует семь человеческих рас, каждая из которых делится на
семь подрас. В человеческом теле — семь жизненно важных органов. Кожа состоит
из семи слоев. В теле есть семь отверстий, а внутри него — семь систем
жизнедеятельности. Человек имеет семь сенсорных ощущений; каждый орган, подобно
сердцу, состоит из семи камер; эту семеричную структуру повторяет и мозг со
своими семью отделами.
За свою жизнь
человек переживает семь основных изменений, называемых семью возрастами, а его
телесная структура полностью обновляется каждые семь лет. В симпатической
нервной системе имеется семь узлов, таково же и число важнейших желез
внутренней секреции. Произнося слова, человек оживляет их посредством семи гласных
звуков. Спектр состоит из семи цветов, а гармоническая система — из семи полных
тонов. Повсюду семерка и семеричное деление свидетельствуют о семи качествах
нравственной энергии. Различные формы в природе создаются для распределения
нравственной жизни; таким образом, миром правят семеро богов, каждый из
которых, в свою очередь, пребывает под сенью одной из структур, образующих
форму мира. И здесь еще раз утверждает себя доктрина Макрокосма и микрокосма.
Каждый низший организм несет на себе отпечаток структуры тех высших причин,
которые вызвали его к существованию.
Планеты не
являются источниками веры человека в священную природу числа семь. Планеты —
это лишь одна из форм доказательства универсальной истины: система этого мира
организована по семеричному плану, и божественная Воля всегда действует через
повторения числа семь.
Фон Веллинг,
великий алхимик, был одним из тех немногих, кто нашел философский камень. Он
заявляет, что из соединения семи металлов создал lapis philosophorum, камень
бессмертия. Достигнув этой высшей химической мистерии, фон Веллинг рассказывает
об эксперименте, который совершил, поместив мельчайшую частичку камня в сосуд с
водой и наблюдая за нею. Вот как выглядит эксперимент в его описании: «Через
несколько секунд крохотная частица начала вращаться в воде, раскалилась добела
и засветилась ярким светом. Тут же от нее отделились семь мелких частиц,
которые, вращаясь подобно центральной массе, начали двигаться вокруг
светящегося центра». Фон Веллинг немедленно отметил, что на его глазах возникла
миниатюрная солнечная система. Затем он указал на то, что вся материя
состоит из семян и каждый атом способен стать целым миром. Когда он становится
миром, он оказывается семеричным по структуре, ибо отмечен печатью семи
ангелов.
Рассмотрим
теперь природу планет как символов семи сил, присущих сферам. Высшая из
планет и их повелитель — Сатурн, который, согласно древним верованиям,
пребывает в самой удаленной части солнечного пространства. В мифологии Сатурн
упоминается как бог, пожиравший своих собственных детей. Он символизирует
рациональную силу души. Он — та часть души, которая естественнее всего
склоняется к созерцанию истины. Это сила души в аспекте чистого разума. Сатурн
— вечный мыслитель, который всегда порождает мысли, не принадлежащие вечности,
а затем пожирает плоды своего мышления.
Юпитер — это
созерцательная часть души. Это сила
понимания. Способность к почитанию вдохновляет людей на признание истин, даже
невзирая на то что они не обладают в полной мере способностями для исследования
предмета своего почитания. Юпитер верит, Сатурн знает. Они — великие
небесные братья. Юпитер был единственным ребенком Сатурна, кто спасся от
прожорливости отца. Вера может быть порождением знания, ибо мы верим в то,
что знаем, однако эта странная схема действует в обоих направлениях, ибо мы
также и знаем то, во что верим.
Марс —
импульсивная энергия души. Это источник способности к свершению. Марс — это
отвага убеждения. Это также импульсивная натура и воинственный инстинкт. Знанию
необходимо служить, истина нуждается в защите, вера — в поддержке. Марс — это
поддерживающая и защищающая сила, тот самый энтузиазм, который сохраняет в
человеке побуждение к достижению цели.
Солнце —
жизненный принцип души. Это символ самой жизни. Он проявляется в воле к
раскрытию или высвобождению. Человек, который обучает, становится символом
Солнца. Священник, врач, философ, учитель, художник, музыкант, строитель — все
они проявляют солярную способность души. Долг Солнца — поддерживать
справедливость. Именно импульс Солнца в каждом человеке побуждает его тем или
иным образом способствовать сохранению жизни, физической, эмоциональной или
интеллектуальной. Тот, кто несет другим свет, сам по-настоящему становится
Солнцем.
Венера —
способность души к гармонии. Именно эта сила бьется над открытием сущности
прекрасного. Венера — властительница гармонии, ритма и порядка. В качестве
потенциального порядка в душе человека она управляет, соразмеряет, симметрично
располагает, координирует. Венера даровала нам искусства, благороднейшее из
которых — искусство самой жизни.
Венера —
соблазнительница, ибо красота бывает двух видов: вещественная и невещественная.
Вещественная красота — это исключительно красота форм, и она непостоянна;
невещественная же красота превосходит формы и является частью универсального
порядка.
Меркурий
символизирует саму сенсорную функцию. Это система коммуникаций, соединяющая все
части природы и связывающая Вселенную с человеком, а человека — со Вселенной.
Долг меркурианской части души — регистрировать и свидетельствовать, наблюдать и
сравнивать, анализировать и определять соотношение. Подобно крылатому вестнику богов, меркурианская натура — это
та зона чувствительности, посредством которой мы осознаем всю природу,
простирающуюся вокруг нас.
Луна — это часть
души, связанная с воображением. Она имеет отношение к способности
фантазировать, которая, согласно древним, является видом творения.
Симпатические силы, находящиеся под властью Луны, тайно сговариваются, чтобы
создать текучий узор образов, отражающих предметы наших надежд и страхов.
Способность к воображению подводит нас к тайне порождения. В древности верили,
что сознание человека вступает в таинство физического существования в
результате того, что создает проекции своих собственных образов, а затем вливается
в них и привязывает себя к этим отражениям.
Пять стихий,
образующих физический мир, описывались как пребывающие внутри орбиты Луны, или
подлунные. Как только сознание попадает в лунный лабиринт воображения, его
нисхождение в вещественное тело становится неизбежным.
Теперь
алхимические аналогии должны стать очевидными. Семь металлов символизируют
силы души, связанные с семью планетами. По выражению великого алхимика,
монаха-бенедиктинца Василия Валентина, алхимия — это искусство не грубых
металлов, но металлов тонких. Алхимическая медь — это не материальная медь, но
духовный металл; то же относится и ко всем прочим металлам.
Эти духовные
металлы — силы души, действующие в мире. Это семь душ, присущих как природе,
так и человеку; каждый раз из этих душ составляется одна, соединяющая в себе
семь принципов бессмертной и нерушимой связью.
Человек,
овладевший семью силами своей собственной душевной природы и приведший их в
состояние совершенной гармонии, называется в алхимии Адептом. Он завершил Magnum
Opus — Великое Делание. Он связал воедино разнообразие природы и сформировал
его в единство цели и достижения.
Как в
языческой, так и в христианской символике семь душ представлены в виде одеяний
религиозного ордена. Облачение израильского первосвященника, многоцветные
одежды Иосифа, голубая с золотом мантия, надеваемая иерофантом
египетско-масонских обрядов, — все это символы одеяний души. То же самое
означает и золотой свадебный наряд, упомянутый св. Павлом.
Наука о семи душах
была в древности частью эзотерической традиции мистерий. В современном мире она
выделилась в обособленный объект изучения под именем психологии. Современные
психологи делают лишь первые шаги в исследовании великой сферы субъективной
личности. Если они продолжат свои исследования, то в конечном итоге столкнутся
лицом к лицу с тайной семи душ. А до тех пор они по-прежнему будут блуждать в
мистическом лабиринте психических феноменов.
Египтяне и
халдеи проповедовали любопытную
доктрину о химии души, выражая ее в категориях астрологии. Они считали, что
каждый человек рождается на свет с фундаментальным рисунком, или конфигурацией,
души. Эта конфигурация символизируется положением семи планет, знаком и домом,
а также взаимоотношениями этих планет по аспекту. Такой душевный комплекс
представляет собою одну сущность, единую натуру, образованную из семи натур, и
именуется натальным демоном. Во многих цивилизациях древности новорожденным
детям давались так называемые «молочные» имена. То были имена, под которыми их
знали в детстве, пока не приводили в храм, чтобы посвятить в их тайное имя.
Это имя было секретным и использовалось только по отношению к духовным и
философским проблемам их жизни. Тайное имя раскрывалось благодаря секретной
системе буквенного обозначения планет и знаков зодиака. Обычно согласные
распределялись между зодиакальными знаками, а гласные ассоциировались с
планетами. С помощью каббалистической системы соединения планет друг с
другом изображался магический символ, который своею формой и буквами,
приписывавшимися его точкам, раскрывал определенные духовные истины, касающиеся
личности.
Для
реконструкции этой древней системы предпринималось несколько попыток, но,
насколько мне удалось ознакомиться с их результатами, большинство из них
оказались неудачными. Интересные исследования этого вопроса оставил Агриппа,
великий маг, а розенкрейцер Джон Хейдон в своем редком трактате «Гармония мира»
сконструировал астрологический алфавит. Возможно, главная трудность на пути
такой конструкции — это попытка приспособить систему, изобретенную для древних
языков, к требованиям нашего современного, довольно запутанного, алфавита.
Большинство древних языков было создано в храмах в
соответствии с великими космическими законами, а сами древние алфавиты имели
магическое происхождение. У английского алфавита нет подобных мистических корней, в
результате чего он не является строго научным, и древние методы установления
соотношений между буквами перестают быть полностью адекватными, будучи
примененными к общепринятому языку наших дней.
Если
астролог-практик ознакомится с символикой семи сил души, это обогатит его
понимание и углубит его точку зрения при интерпретации карт. Сейчас существует тенденция к тому, чтобы привязать астрологию к
потребностям нашего времени. Большинство людей интересуются лишь ближайшим
будущим и очевидными явлениями. Они приходят к астрологу со своими мелкими
заботами, нуждаясь не столько в понимании, сколько в готовых формулах, чтобы
снять с себя ответственность за личное решение.
Чтобы приносить действительную практическую
пользу, астролог должен уметь распознать причину, которая скрывается за
проблемой, стоящей в данный момент.
Возможно,
клиент заинтересован только в том, чтобы найти работу, а почему у него нет работы
— это его занимает мало. Конкретные личные трудности, с которыми люди
сталкиваются, всегда вытекают из фундаментальных недостатков, скрытых за
личностью. Астролог, который довольствуется предсказанием о том, что его
клиенту, возможно, повезет в делах в следующий вторник, не достоин истинного
высокого звания своего искусства. Он отделяет душу астрологии от ее тела.
Довольствуясь применением этой великой науки лишь для исполнения сиюминутных
желаний, он разрушает ее как средство совершенствования личности.
Затруднительные положения, в которых все мы
оказываемся, — это проявления асимметричных конфигураций души. Исправить эту
внутреннюю асимметрию — значит устранить препятствия во внешней жизни. Наука
баланса и равновесия между семью классами внутренних импульсов есть глубинная
часть астрологии. Это эзотерическая наука древних — священное и тайное
искусство, практиковавшееся когда-то халдеями. Когда астрология вновь обнаружит
и будет использовать эти великие ключи к жизни, она вновь обретет свое первоначальное
высокое звание матери искусств.
В следующей
главе мы обратимся к тайнам пяти стихий, каждый из которых играет свою роль в
мистерии жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий