Холл М.П. Философия Астрологии. Глава 6

Холл М.П. 

Философия Астрологии


Глава 6. Роль астрологии в духовном совершенствовании человека


Урания - муза Астрономии


Человек привязан к своему миру симпатией подобия. Хотя по размерам человеческое тело меньше, чем мир, оно сходно с миром расположением своих частей. Посредством этого сходства поддерживаются определенные связи, и благодаря этой мистической симпатии вселенская энергия проникает в человека, а через него — в его объективную жизнь. Каббалисты называли человеческое тело «зеркалом Вселенной».

Лишь вдумчивый исследователь, посвятивший годы изучению сложного строения человеческого организма, может в полной мере оценить величие человека. Человеческое существо — неистощимая лаборатория чудес. Очень многое из того, что в повседневной жизни мы принимаем как само собой разумеющееся, остается для нас непостижимым, когда мы пытаемся анализировать соответствующие процессы. Человеческое тело — наиболее совершенный из организмов, известных человеку. Мы едва лишь приступили к исследованию его глубин. Функционирование организма — вся эта огромная совокупность рефлексов и реакций — все еще в значительной степени находится за пределами нашего понимания. Если же от человека физического мы перейдем в сферы его эмоциональных и умственных обертонов, перед нами возникнут еще более сложные загадки. Проблема человека — величайшая из проблем, которые ставит перед человеком живая природа. «Истинный предмет изучения для человечества — это человек», — сказал Сократ.

Над входом в древнеегипетский храм были начертаны слова: «Человек, познай самого себя». Самопознание ведет к познанию всех прочих вещей, какие только возможно и необходимо познать. Когда мы концентрируем внимание на загадке человека, мы начинаем понимать, с какой полнотой человеческое существо отражает мир. Нет ни одного движения или структуры в природе, которым не нашлось бы соответствия в человеке.

В малом мире человек находится в срединной области между богами и Бездной. Человек — господин срединного мира. Он принимает в себя силы великих богов, чьи символы — звезды. Эти силы он испускает из себя посредством мышления, эмоций и действия. Таким образом он распространяет в созданной им окружающей среде те разнообразные энергии Вселенной, которые поддерживают интеллектуальную, нравственную и физическую жизнь природы.

Для царств природы, лежащих у его ног, для классов живых существ, низших, чем он сам, человек — Бог и Дьявол. Человеческое существо стоит на горизонте своего земного шара, как некий гигант, вселяющий страх и ненависть в те классы живых существ, которые он приносит в жертву своим собственным амбициям.

Человек-охотник несет смерть животному царству; человек-хозяин порабощает зверей, не задумываясь о праве всех живых существ на безопасность и выживание.

Когда Томас Пейн написал свою книгу «Права человека», английский платоник Томас Тэйлор опубликовал свои «Права животных». Господин Тэйлор стремился из великих философских систем античной Греции вывести идею о том, что человек должен быть хранителем, а не разрушителем тех низших царств природы, над которыми господствует.

Человек входит в лес, и все деревья падают под ударами его топора. Он роет в земле шахты и добывает металлы для собственного обогащения и украшения. Железной пятой ступает он по земле, беря все, что пожелает, имея мало совести и еще меньше благодарности.

Человек как художник — творец, как ремесленник — строитель, как философ — мыслитель, как врач — целитель. Во всех сферах своей жизни человек проявляет свое потенциальное тождество с богами. Его могущество божественно, однако над применением его могущества все еще довлеет недостаточность личного понимания.

Астрология открывает индивиду путь к познанию самого себя. Она повышает уровень его осознания своего истинного предназначения. Человек — это первенец богов и вместе с тем тиран природы. В его власти — всегда действовать правильно и разумно, но власть эта должна реализоваться благодаря дисциплинам, ведущим к самосовершенствованию.

Вы можете спросить, каким образом астрология участвует в духовном развитии человека. Прежде всего давайте рассмотрим целостное строение человеческого существа — как зримое, так и незримое. Это позволит нам понять, как внутри этой сложнейшей структуры действуют силы планет.

Если мы, вслед за Аристотелем, будем совершать восхождение от зримого к незримому, то наши ценности, по существу, предстанут в следующем виде.

Физическое тело состоит из элементов физической природы и в основе своей является минеральным по сознанию и структуре. Физическое тело для человека как целого — то же самое, чем для физического тела является скелет. Физическое тело — не источник энергии и не питающая сила. Оно подобно тем сосудам, которые описывал Омар Хайям, наблюдая, как горшечник месит сырую глину. Тело — это и есть сосуд, в который вливается энергия. Это негативный полюс великой линии вибраций. Это единственная часть человека, которую мы можем видеть. И все же, увидев тело, мы не видели еще самого человека. Мы можем гораздо лучше судить о нем по мельчайшим черточкам его характера и мышления, чем на основе исследования его материальной структуры.

Один врач как-то говорил мне, что провел множество операций и вскрытий, но никогда не находил ни в живых, ни в мертвых тканях и следа человеческой души.

Снаружи сама физическая структура окутана нежным свечением ярко-голубого цвета, простирающимся на два-три дюйма от любой точки поверхности тела и мерцающим вместе с пульсацией сердца и рефлексами нервной системы. Эта голубая дымка просачивается сквозь поры в коже и окружает тело, словно светящаяся бахрома или мех. Это — человек вегетативный. Именно этот свет, этот эфир связывает функции с соответствующими органами. Этот эфир оживляет ткани и выполняет бесчисленные задачи по восстановлению тела. Этот эфир протекает по желудочкам сердца. Словно живой свет, он движется в тончайших нитях нервов. Он наделяет глаз способностью видеть. Он распространяется по мозговым желудочкам, мерцает в потоках крови, льющейся по артериям и венам. Этот эфир пульсирует во внутренних тканях легких, поддерживает процессы пищеварения и усвоения пищи. В исследованиях восемнадцатого века по животному магнетизму этот эфир назывался неощутимой испариной. До тех пор пока в теле сохраняется жизнь, оно окружено этим ореолом голубоватого огня.

За пределами магнитного поля эфира находятся кольца тела ауры. Человеческая аура состоит из семи цветовых поясов, расположенных в соответствии со спектром и образующих зоны звездной энергии. Эти зоны окружают друг друга в виде концентрических колец. Эта аура — солнечная система человека. Зоны ауры соответствуют орбитам планет. Структура ауры простирается во всех направлениях на расстояние четырех-шести футов от границ физического тела; ее внешние зоны имеют яйцеобразную форму. В результате при экстрасенсорном восприятии человек видится двигающимся в радужном пузыре. Аура — это источник всех эмоциональных, инстинктивных, репродуктивных и эстетических импульсов человеческого существа.

Все вместе семь частей ауры суть семь трансцендентных членов души. Семь цветовых зон — это семь риз, одеяний или украшений, описанных в древних ритуалах мистерий. Ауры — это живой свет, и их зоны находятся в постоянном движении. Каждая мысль и чувство индивида глубоко влияют на окраску и интенсивность ауры. Высшие части ауры отделены от низших, и в этих высших цветовых поясах выделяются интеллектуальные принципы. Поскольку расположены они в мозгу, верхний край ауры расширен, и сквозь него постоянно протекают мысленные структуры. Каждый настрой ума создает в ауре геометрическую структуру, гармонирующую с его собственной природой. Эти узоры приобретают или теряют четкость, растут или уменьшаются, расширяются или возвращаются к прежнему рисунку с каждой сменой интеллектуальной перспективы, с каждым изменением в отношениях и мыслях. Семь слоев ауры — это местопребывание семи планетных систем в совокупной структуре человека.

Вне зон ауры находится сфера индивидуализированного существования. По ту сторону этой стены света пребывают космические принципы, соответствующие созвездиям. Все вместе эти космические принципы называются духом, и всякий человеческий рост и развитие происходят в многомерном пространстве, наполненном божественными силами.

Таково строение микрокосма. На диаграмме птолемеевской модели мира в первой главе Макрокосм представлен в виде сферы тройного мира, и вся фигура становится подобной микрокосму. Птолемеевская модель мира — это поперечное сечение человеческой ауры. Таким образом, Макрокосм действительно отражен в строении человека, чья сущность — зеркало мира.

Парацельс много писал о внутренних созвездиях, которые объявил истинным секретом астрологического искусства. По его словам, в этих внутренних звездах заключена тайна воздействия планет на человеческую жизнь. Согласно Парацельсу, в мозгу есть созвездия, в сердце — солнечные системы, а повсюду в теле — планеты. Человек полон звезд, сияющих космическим светом, и посредством этих внутренних звезд связан с величием Космоса.

В природе нет никаких тайн, недоступных человеческому сознанию. Нет ничего в самых удаленных уголках Космоса, что не мог бы найти и в конце концов понять человеческий разум. Все, что человек узнает во внешнем мире, он обнаруживает благодаря многообразию своего внутреннего строения. Выражаясь словами Парацельса, «Для каждой звезды в небесах есть звезда в человеке». Имея эту звезду в самом себе, человек может найти во Вселенной ее двойника; а поскольку эта звезда находится в его собственной душе, человек способен понимать рациональные и эмоциональные энергии, исходящие из самых удаленных точек неба, и смешивать с ними свои энергии. Между вещами несходными не может быть понимания. Человек может понимать лишь то, чем является сам. Именно потому, что он — и есть все вещи, он может в конечном счете понимать все вещи. Это великая тайна, которой обучали в древних храмах. Благодаря этой возвышенной истине человек и обладает неограниченным потенциалом и содержит внутри себя возможность всякого развития и всякого знания.

Астролог осознает истинный смысл идеи вселенской вибрации. Он способен постичь постоянное взаимодействие вибрационных сил. Он знает, как металлы в недрах земли накапливают в себе лучи звезд, соединяя таким образом части Космоса в одну гигантскую электрическую и магнетическую структуру. Астролог понимает, что имели в виду древние каббалисты, когда провозглашали, что лужайка, полная цветов, есть отражение звездного неба. Один из мистиков писал: «Есть свой цветок в поле для каждой звезды на небе».

Электроны — это крохотные звезды; звезды — гигантские электроны. Каждая живая клетка — солнечная система, а каждая солнечная система — огромная живая клетка. Органы человеческого тела состоят из бесчисленных крохотных Вселенных, а наша Вселенная вместе с бесчисленными другими составляют органы какого-то еще более громадного существа. Есть миры столь крошечные, что их нельзя обнаружить и в самый мощный микроскоп — и все же эти миры, как и наш собственный, дают жизнь целым классам живых существ, эволюционирующих, раскрывающих свой вселенский потенциал и связанных с организмом Вселенной так же, как человек связан с Космосом.

Астрология — это больше чем искусство или наука. Это проникновение в реальность, философское убеждение о сущности мира. Это религия, так как из всех наук лишь она пытается обнаружить духовные, интеллектуальные и нравственные силы, заключенные в лучах энергии, которая истекает из самых отдаленных областей Космоса, создавая, питая и развивая те формы, которыми наполнен Космос.

Сила воздействия астрологии на нравственную жизнь человека зависит от видения астролога. Каждый, кто занимается практической астрологией, становится каналом, по которому передается нравственная энергия астрологии. Астрологию называют ураническим искусством, и способность или склонность к занятию этой возвышенной наукой зависит от прохождения луча Урана сквозь сознание человека.

Хотя и верно, что обычный человек, советующийся с астрологом, имеет слабое представление о более глубоких аспектах сущности мира, это не освобождает астролога от личной ответственности. Астролог — это жрец в храме Космоса; он говорит от имени древних богов, пребывающих в запредельном и глубочайшем. Учить — такая же его обязанность, как описывать. Самый верный способ восстановить высокое звание астрологической науки — это бросить вызов самим астрологам. Они должны понимать, что недостаточно чертить гороскопы в соответствии с взглядами различных авторов. Астролог должен заниматься своей наукой, основываясь на собственных глубоких и прекрасных убеждениях. Он должен осознавать ответственность не только перед своим клиентом, но и перед великим собранием звезд, которым он посвятил свою жизнь, став слугой в их доме.

Искусства и науки — это типы мышления, берущие начало в химической организации планет. Способности к достижению успехов в искусствах и науках содержатся в планетных полярностях человеческого тела.

Например, в человеческом мозгу имеется семь полярностей. Симпатии, существующие между этими полюсами мозга и небесными планетами, определяют пригодность человека к превосходным результатам в различных отраслях знания. Именно в сферу компетенции науки входит изучение правильного порядка действий природы и на этом основании установление правильного порядка действий человеческого разума для того, чтобы человек мог, в свою очередь, стать создателем.

Музыкант, желающий сочинять музыку, должен быть сведущ в науке гармонии; другими словами, он должен стать творцом, изучив законы творения. Художник, чтобы создать картину, должен изучить законы рисования и сочетания цветов. Если он хочет творить, он должен творить по определенному закону.

Теоретическое знание служит для открытия, практическое — для применения. Во всех искусствах есть нечто тонкое и неуловимое, называемое вкусом, и хороший вкус необходим для выживания. В науках хороший вкус называется этикой. И в том, и в другом случае это нравственная ответственность за правильное употребление. Это признание того, что знание приносит с собою обязательства.

Древние астрологи были связаны клятвами и обязательствами с некоей основополагающей моделью этики. Они также посвящались в братство хранителей тайны. Поступали они так не из-за желания захватить монополию в своей области, но из-за того, что неэтичное злоупотребление их наукой могло привести к самым тяжким последствиям.

С течением веков эзотерические искусства подверглись профанации, а астрология как наука была отделена от великого нравственного строя мистерий. В этом отношении она двигалась по тому же пути, что и медицина. Когда врач перестал быть священнослужителем, этика медицины угасла. Неблагочестивый врач так же плох, как неблагочестивый астролог. Однако для недостатка благочестия в медицине есть больше оправданий, чем в астрологии. В последние несколько столетий изменилась сама концепция наук, и в моду вошел стерильный материализм. Врач без остатка сосредоточил свое внимание на телесном состоянии человека и позабыл о том, что тело управляется великими духовными вихрями причинности. Астроном, зачарованный механикой Вселенной, позабыл об источнике механики. Он упустил из виду Геометра, создавшего мир; ему довольно и функционирования в сфере материальных воздействий. Это серьезное заблуждение, и оно — результат образа жизни, традиций и системы образования наших дней.

Ни одно из этих оправданий не годится для астролога. Он имеет дело не со следствиями, но с великой структурой причинности, которая приводит к этим следствиям. Он верит в духовные, нравственные и этические силы, поддерживающие жизнь мира. Он более счастлив, чем богослов, который верит во многое, но немногое может доказать. Он не только признает силы богов, но знает о действиях, производимых этими силами на различные состояния материи и формы. Он способен на языке науки продемонстрировать этические факты. Следовательно, особенно ответственен за использование того, что знает.

Большинство астрологов приобрели определенное мастерство в методах, используемых ими для составления гороскопов и предсказания. Большинство также свободно от предрассудков, желает учиться и стремится к самосовершенствованию. Это благочестивые люди, посвятившие себя программе исследований и обучения.

Покойная Эванджелина Адамс когда-то сказала мне, что она лишь послушница в астрологии, так как ведет свои исследования всего пятьдесят лет. Она добавила, что для достижения совершенства в этой науке не хватит целой жизни и что каждый день она узнает нечто новое и важное. Если бы все остальные науки обладали столь же научной точкой зрения на пределы познания! Когда такой подход станет общепринятым, у нас настанет золотой век наук и искусств! В мыслящем уме нет места догмам.

Великие убеждения отливаются в великую жизнь. Наше повседневное поведение основано на наших убеждениях. Наша внутренняя этика имеет своим источником наши убеждения, касающиеся природы Бога, Времени, Пространства и Великих Законов, связывающих воедино Вселенную. Следовательно, для занятий астрологией необходима соответствующая подготовленность в астрологической теории. Именно эта теория — астрологическая философия жизни — отличает истинного астролога от простого составителя гороскопов.

Астрология — это часть древней эзотерической традиции. Тот, кто желает достичь истинного величия в халдейском искусстве, должен обрести мудрость халдеев. Он должен, хотя бы частично, обладать ясновидением тех Мастеров, которые видели в своих экстатических медитациях великий строй миров. Он должен слышать вместе с Пифагором музыку сфер. Он должен обучиться тайнам орфической лиры с ее семью струнами. Он должен вместе с дионисийцами проникнуть в тайны семи архитектурных ордеров. Он должен созерцать месте с Платоном тайну великого Бога, который скрепил форму Космоса своей геометрической печатью. Он должен разделить с Буддой знание великих законов и, подобно Плотину, внутренне возвыситься до понимания своего осознанного единства с Единым, Прекрасным и Богом.

Прежде всего он должен изучить тайну Макрокосма и микрокосма. Он должен увидеть космического человека из книги «Зогар», предстающего во всем величии вселенской формы. Это и есть тот загадочный отец фригийцев, что ходил посреди светильников в видении св. Иоанна. Это тот самый Ветхий Днями, у которого нет век, ибо Бог Израиля не дремлет и не спит.

Затем в своем видении астролог должен постичь величественную форму мира, отраженную в лике материи, как горы отражаются в спокойных водах. Он должен созерцать микрокосм, этот бесконечный строй отражений. Он должен видеть Великий Лик, отраженный в каждой частице материи. Он должен быть свидетелем того, как Великое Существо отражается в бессчетных существах, поднимающихся из бездны хаоса, чтобы поклоняться своему создателю. Мир — это образ, слагающийся из бесчисленных образов.

В Индии есть древний город Амбар. Стены его поднимаются на вершинах холмов, а внутри стен — дворцы древних мусульманских царей. В одном из заброшенных дворцов есть покои для царских гостей. Эта комната украшена несметным числом крошечных кусочков зеркал, покрывающих мрамор подобно мозаике. Если в комнате зажигают свет, то он отражается в десятках тысяч зеркалец и вся комната сверкает, словно усыпанное звездами небо. Вот так от одного света исходит великое множество светов. От того, что Пифагор называл огненным алтарем мира, рождаются бесчисленные огни — отражения высшего Солнца. Эти отражения суть микрокосмы огня. Они светят не собственным светом. Как бы тщательно ни изучали мы зеркало, мы не найдем в нем источник его отражения.

Такова древняя концепция жизни. Все жизни — от одного света, все формы — от одной формы, всякая мысль — от одного разума, и этот свет, эта форма, этот разум — Макрокосм.

В соответствии с тем же правилом все искусственные структуры, создаваемые человеком вокруг себя, должны повиноваться законам, управляющим структурой Вселенной. Открывает ли человек свое дело, начинает ли карьеру, создает домашний очаг, строит дом, основывает государство, пишет устав, создает профессию — так или иначе он обязан подчиняться основным схемам природы, иначе произведения его рук будут ненадежны и недолговечны.

Большинство людей с серьезным складом ума сожалеют о том, что физические потребности оказывают на нас столь мощное давление. Они считают, что человеческое существо, освободившись от бремени своих экономических проблем, достигнет гораздо большего в сферах философии и искусства. Однако эта точка зрения необоснованна — по той причине, что мир представляет собою нечто вроде лаборатории, в которой человеческие существа экспериментируют с тайной творения.

Человек еще недостаточно мудр, чтобы сотворить жизнь, но достаточно мудр, чтобы экспериментировать с созданием форм. Общественные институты — это своего рода формы. Они рождаются, растут, достигают зрелости, а затем постепенно распадаются. Срок их жизни измеряется степенью целостности, давшей им существование. Человек обучается тайнам Вселенной через сложные отношения и общественные институты, которые он строит в этом мире.

Мелкий владелец бакалейной лавки на углу не осознает огромного масштаба схем купли и продажи, прибыли и потерь, с которыми связан его бизнес. Он всего лишь пытается заработать на жизнь и пережить превратности финансовых перемен и сложности предпринимательской политики. Он — малая частица великой схемы распределения. В этой схеме участвуют космические силы. Неудачи в бизнесе, тирания конкуренции и бесчисленные несправедливости, угнетающие этого мелкого бакалейщика — показатели отклонения Человека от надлежащего хода событий в мире. Если это отклонение слишком велико, целая отрасль промышленности может обрушиться. Если сам бакалейщик ведет себя неэтично, то в конце концов его бизнес потерпит крах. Он может потерпеть крах и по другим причинам. Если бакалейщик руководствуется честными намерениями, но не вооружен знаниями о том, как вести свой бизнес, он разорится из-за неопытности. В этом мы видим еще одно проявление вселенского закона. Невежество разрушит бизнес бакалейщика, и оно же разрушит жизнь индивида. Невежество — это неадекватное знание основных законов жизни, независимо от того, применяются ли они в целях совершенствования человеческой души или для содержания бакалейной лавки на углу.

Вот еще один пример доктрины Макрокосма и микрокосма. Вселенная распространяет жизнь в соответствии с законом. Бакалейщик тоже распространяет своего рода жизнь — пищу — в соответствии с законами распределения, установленными людьми. Система распределения во Вселенной не может отказать, ибо она обладает совершенной конструкцией. Распределение бакалейных товаров может оказаться неудачным, потому что человек не выстроил операции в своей деятельности в совершенном согласии с законом природы. В этом — важный урок для нас. Человек не обладает свободой действий, если под нею понимать свободу делать все, что пожелаешь, и все- таки выживать. В то мгновение, когда его личные цели отклоняются от линий Вселенского рисунка, они терпят неудачу. Эта неудача приносит человеку страдания, беды и горе,однако он редко осознает истинную причину своего несчастья. Он возлагает вину на тяжелые времена, на своего конкурента, на свое местоположение или на свой банк. И все же правда остается прежней: ни общество как единица, ни мелкий торговец как более мелкая единица этого общества не могут преуспеть, если отклоняются от великого рисунка. Отклониться от рисунка — значит отрезать себя от симпатий, текущих по каналам подобий. Пока бизнес ведется в гармонии с законами жизни, он будет удачным, так как его поддерживает сходство собственной геометрической формы с геометрией Космоса. Неподчинение рисунку изолирует неподчинившуюся структуру, лишает ее жизненной силы и защиты. А когда такое случается, неизбежна дезинтеграция.

Такова суть древнего учения о тайнах жизни. Его должен изучить и понять всякий астролог, желающий заниматься своей наукой в гармонии с Законом. Если астролог становится в своей практике на эту точку зрения и совершенствует себя самого и свой труд, сверяясь с рисунком Вселенской Воли, то он выдержит испытание временем до последних дней своей жизни. Труд, которым он занимается, неизменно будет благом для общества, а советы, которые он дает, будут формировать единство отдельных жизней со Вселенской целью.

Урания - муза Астрономии

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *