Блаватская Е.П.
Справедливость с точки зрения Кармы и представлений об антропоморфном Боге
Вопросы, касающиеся Кармы и Перевоплощения, выдвигаются
постоянно и, по-видимому, существует большая путаница вокруг этих вопросов. Те,
кто родился и был воспитан в христианской вере и в представлении, что новая
Душа создается Богом для каждого новорожденного младенца, находятся среди
наиболее недоумевающих. Они спрашивают – не ограничено ли число Монад,
воплощающихся на Земле? На что им отвечается утвердительно. Ибо, как бы ни было
бесчисленно в нашем представлении число воплощающихся Монад, все же, должен
существовать предел. И так оно и есть, если даже принять в соображение тот
факт, что со времени Второй Расы, когда их соответственные Семь Групп были
снабжены телами, несколько рождений и смертей должны быть допущены в каждую
секунду времени на протяжении уже прошлых эонов.
Было сказано, что Карма-Немезида, рабыней которой является Природа,
уравновешивает все самым гармоническим способом и что, следовательно, новый
приток или прибытие новых Монад прекратился, как только человечество достигло
своего полного физического развития. Ни одна новая Монада больше не воплощалась
со времени достижения атлантами их срединной точки. Запомним,
исключая случаи малых детей и лиц, жизнь которых была насильственно прекращена
каким-либо несчастным случаем, ни одно Духовное Существо не могло воплотиться в
те времена раньше многих столетий, и уже одни эти пробелы должны бы свидетельствовать,
что число Монад должно быть конечным и ограниченным. Кроме того, достаточное
время должно было быть уделено другим животным для их эволюционного прогресса.
Отсюда утверждение, что многие из нас пожинают последствия дурных кармических
причин, порожденных нами в бытность нашу атлантами. Закон Кармы неразрывно
переплетен с законом Перевоплощения.
Лишь знание постоянных перевоплощений одной и той же
Индивидуальности на протяжении всего Жизненного Цикла; убеждение, что те же
Монады – среди которых много Дхиан-Коганов или самих «Богов» – должны пройти
через «Цикл Необходимости» и быть вознагражденными или наказанными в новом
воплощении за страдания, понесенные ими, или преступления, совершенные в
предыдущей жизни; что эти самые Монады, которые вошли в пустые, лишенные разума
оболочки или же в астральные формы Первой Расы, выделенные Питри, являются теми
же, которые сейчас находятся среди нас – нет, может быть, даже мы сами; только
эта доктрина, утверждаем мы, может объяснить нам таинственную проблему Добра и
Зла и примирить человека с ужасной и кажущейся несправедливостью жизни. Ничто
другое, кроме этой уверенности, не может успокоить наше возмущенное чувство
справедливости.
Ибо когда кто-либо,
незнакомый с этой благородной доктриной, видит вокруг себя и замечает
неравенство в рождении, в судьбе, в интеллекте и способностях; когда он видит
почет, оказываемый глупцам и распутникам, на которых судьба расточает свои
милости лишь в силу привилегированного рождения, в то время, как их ближайший сосед,
при всем его интеллекте и благородных добродетелях, – гораздо более достойный
во всех отношениях, – погибает от нужды и от недостатка в сочувствии; когда он
видит все это и когда, в бессилии помочь этому незаслуженному страданию, ему
приходится отворачиваться с сердцем, обливающимся кровью от воплей, раздирающих
душу – то именно лишь благословенное знание Кармы
останавливает его от предания проклятию жизни и людей, так же как и их
предполагаемого Создателя[1].
[1] Те, кто возражает против
доктрины Кармы, должны бы припомнить тот факт, что совершенно невозможно
пытаться ответить пессимистам другим образом. Ясное, твердое понимание
принципов Закона Кармы разрушает всю основу, на которой покоится внушительное
сооружение учеников Шопенгауэра и фон Гартманна.
Из всех ужасающих кощунств,
являющихся, на самом деле, обвинениями, брошенными монотеистами Богу, самым
большим и непростительным будет (почти всегда) лживое смирение, заставляющее
так называемого «благочестивого» христианина утверждать перед лицом всякого зла
и незаслуженных ударов, что «такова воля Господня».
Глупцы и лицемеры! Богохульники и
нечестивые фарисеи, говорящие одновременно о бесконечной милосердной любви и
заботе своего Бога и Создателя к беспомощному человеку и о том же Боге,
бичующем добрых, самых лучших из своих созданий, проливая их кровь, подобно
ненасытному Молоху! Ответим ли мы на это словами Конгрэв’а:
«Но
кто осмелится осудить Вечную Справедливость?»
Логика и простой здравый смысл, отвечаем мы. Если нас просят поверить в «первородный грех» и в одну
лишь жизнь на этой Земле для каждой Души, и в антропоморфическое Божество,
которое, по-видимому, создало нескольких людей лишь из удовольствия осудить их
на вечный адовый огонь, – и это, несмотря на то, будут они добры или дурны, как
утверждает это верующий в Предопределение [2] – почему же каждый из нас,
одаренный способностью рассуждать, не осудит, в свою очередь, такое злобное Божество?
Жизнь стала бы невыносимой, если бы нужно было верить в Бога, созданного нечистым
воображением людей.
[2] Доктрина и теология
кальвинистов. «Цель Бога от вечности установлена по отношению ко всем
событиям» – становится фатализмом и убивает свободную волю и любую попытку использовать
ее на благо. «Это есть предназначение людей на вечное счастье или несчастье».
(Катехизис). Нечего сказать, благородная и ободряющая доктрина!
По счастью он существует лишь в человеческих догмах и в нездоровом
воображении некоторых поэтов, думающих, что они разрешили задачу, обращаясь к
нему:
Гордость мудрости человека, чтобы смешать
Дерзновенное проникновение, испытать веру
Твоих самонадеянных тварей!»
Воистину, требуется крепкая «вера», чтобы поверить, что «самонадеянностью» является сомнение в справедливости
того, кто создает беспомощного маленького человека, чтобы лишь «запутать» его и
испытать «веру», которою эта «Мощь», может быть, забыла, если не пренебрегла,
одарить его, как это случается иногда.
Сравните эту слепую веру с философской верой, основанной на
разумных доказательствах и на жизненном опыте, в Карму-Немезиду или же в закон
Воздаяния. Этот закон – сознательный или бессознательный – ничего и никому не
предназначает. Он существует от Вечности и в Вечности, воистину, ибо сам он
Вечность; и потому, будучи таковой, и раз ни одно действие не может быть
соравным Вечности, то нельзя сказать, что она действует, ибо она есть само
Действие.
Не волна топит человека, но личное действие несчастного,
который самовольно идет и ставит себя под безличные действия законов,
управляющих движением океана. Карма ничего не создает, так же как она и не
предопределяет. Именно сам человек строит планы и создает причины, и
Кармический Закон приноравливает следствия, такое приноравливание не есть действо,
но всемирная гармония, вечно стремящаяся вернуться к своему первоначальному
состоянию, подобно суку,
который, будучи слишком туго согнут, отдает с соответствующей силой. Если при
этом случается вывих руки, пытавшейся вывести сук из его естественного положения,
то скажем ли мы, что именно сук сломал руку или же, что наша собственная
глупость принесла нам беду?
Карма никогда не искала разрушить умственную и личную
свободу, подобно Богу, измышленному монотеистами. Не она облекла
во тьму свои указы с намерением вызвать смущение человека, так же как не
покарает она того, кто отважится исследовать ее тайны. Напротив
того, кто
через изучение и созерцание раскроет ее запутанные пути и прольет свет на эти
темные тропы, в извилинах которых погибает столько людей, вследствие их
неведения лабиринта жизни – тот трудится на благо своих ближних. Карма есть
Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире; и так как может быть лишь один
Абсолют, как Одна вечная, всегда сущая Причина, то верующие в Карму не могут
рассматриваться, как атеисты или материалисты – еще меньше как фаталисты[3],
ибо Карма едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является в его
следствиях в феноменальном Мире.
[3] Для того, чтобы сделать Карму
более понятной западному уму, более знакомому с греческой, нежели с арийской
философией, некоторые из теософов сделали попытку перевести ее, как Немезида.
Если бы Немезида была известна непосвященным в древности, как она понималась
посвященными, то перевод этого термина не вызвал бы возражений. Но при этом
положении вещей Немезида была слишком антропоморфирована греческой фантазией,
чтобы мы могли воспользоваться этим термином без тщательного объяснения. У
древних греков «от Гомера до Геродота она не была богиней, но скорее моральным
чувством», говорит Дешарм; препятствием к злу и аморальности. Тот, кто
преступал его, совершая святотатство в глазах Богов и подвергался преследованию
Немезиды. Но с течением времени «это чувство» стало обожествляться, и
олицетворение его сделалось вечно-роковой и карающей Богиней. Потому, если
мы пожелали бы связать Карму с Немезидой, мы должны сделать это в ее троичном
аспекте, как Немезида, Адрастея и Темис. Ибо, тогда как последняя является
Богинею Всемирного Порядка и Гармонии, которая, подобно Немезиде, имеет миссию
прекращать каждую крайность и держать человека в границах Природы и
праведности, под угрозою строгой кары, Адрастея, «неизбежная» представляет
Немезиду, как непреложное следствие причин, порожденных самим человеком. Немезида,
как дочь Дике, является беспристрастной, справедливой Богиней, сохраняющей свой
гнев для тех, кто обезумел от гордости, эгоизма и нечестивости. (См.
Mesomed., «Hymn. Nemes.», v. 2, из Brunck, «Analecta», II, стр. 292, выдержки
приведены в «Мифологии Древней Греции», стр. 304). Короче говоря, тогда как
Немезида есть мифологическая, экзотерическая Богиня или Мощь, олицетворенная и
антропоморфированная в своих разнообразных аспектах, Карма является
высоко-философской истиной, божественным и наиболее благородным выражением
примитивной интуиции человека в отношении Божества. Это есть доктрина,
объясняющая происхождение зла и облагораживающая наши представления
относительно того, какой, именно, должна была бы быть непреложная божественная
Справедливость, вместо того, чтобы деградировать неизвестное и непознаваемое
Божество, делая из него своевольного жестокого тирана, которого мы называем
«Провидением».
Таким образом, Карма находится в теснейшей или, вернее, в
неразрывной связи с Законом Перевоплощения одной и той же духовной
Индивидуальности в длинном, почти нескончаемом ряде Личностей.
Последние подобны различным типам, представляемым тем же
самым актером, с каждым из которых этот актер отождествляет себя и
отождествляется публикою на протяжении нескольких часов. Внутренний или
истинный Человек, олицетворяющий эти характеры, знает все время, что он Гамлет,
лишь на краткий срок нескольких актов, которые, тем не менее, на плане
человеческой иллюзии представляют целую жизнь Гамлета. Также он знает, что
предыдущий вечер он был Королем Лиром, который, в свою очередь, был
превращением Отелло в еще более отдаленный вечер. И хотя предполагается, что
внешний, видимый характер не знает об этом факте, и в настоящей жизни неведение
это к несчастью лишь слишком реально, тем не менее, постоянная
Индивидуальность вполне сознает это и, лишь в силу атрофии «Духовного Глаза» в
физическом теле, знание это не может быть запечатлено на сознании обманчивой
Личности.
Пояснение К.С. по ТЕМЕ:
Тему "Карма, свобода и предопределённость в гороскопе и судьбе" можно определить как объяснение герметического
Принципа Причинности или оккультного Закона Кармы в связи с вопросами Свободы и
предопределённости в гороскопе и судьбе как отдельных личностей, так и
человечества в целом, как духовных Индивидуальностей, так и Коренных Рас,
проходящих путь эволюции на планете Земля.
Древняя оккультная аксиома гласит: "Глупец слепо
подчиняется велениям Звёзд (своего гороскопа), мудрый - сознательно управляет
ими".
О том же говорят все героические эпосы от древности и до
наших дней. В каждом можно найти утверждение, подобное сказанному в германском
эпосе "Беовульф":
"Судьба от смерти
того спасает, кто сам бесстрашен!"
И в дополнение к этому можно сказать:
"Трусы мертвы уже при жизни. Бесстрашные (Воины
духа, облечённые в доспех Любви и вооружённые мечом Мудрости) - не погибают
даже при смерти".
В Гранях Агни Йоги (ГАЙ 1961 г. 313) сказано: "Карма не
тюремщик, а освободитель. Тюремщиком Карма оборачивается только для духа,
идущего против эволюции, для тех же, кто с ней в ногу идет, Карма крыльями
служит подъема, или ступенями лестницы преодоления, ведущей вверх."
В этом кратком объяснении - суть всей Беспредельности Кармы.
Каждый может выбирать. И чем более осознанно, чем более мудро (на основании
понимания Истины Закона), чем более самоотверженно, чем более с Любовью он
делает выбор, тем свободнее становится от оков Кармы, преображая их в Крылья.
В главе "Причинность" герметического трактата
"КИБАЛИОН" сказано:
«Мастера, зная правила
игры, поднимаются выше плана материальной жизни и, соприкасаясь с высшими
силами своей природы, властвуют над своими настроениями, характерами,
качествами и полярностью, так же как и над окружающей их средой, и таким
образом они становятся в игре Авторами (инициаторами), вместо того чтобы быть
пешками, — Причинами вместо Следствий. Мастера не ускользают от Причинности
высших планов, но уступают высшим Законам и так руководят обстоятельствами на
низшем плане.
Они формируют
сознательную часть Закона, вместо того чтобы оставаться Его слепыми орудиями. И
хотя они служат на Высших Планах, они управляют на материальном Плане.
Но и на высших, и на
низших планах – Закон всегда в действии. Не существует такого фактора, как
случайность. Слепая богиня отвергнута Разумом. Мы можем видеть теперь глазами,
потрясёнными знанием, что всем руководит всеобщий Закон, что бесконечное число
законов есть не что иное, как проявление одного Великого Закона – Закона,
который есть Всё, и что даже волосы на вашей голове сочтены, как гласят Писания.
Не существует ничего вне Закона; ничто происходящее не противоречит Ему. И всё
же не совершите ошибки, предполагая, что человек – лишь слепой автомат, – это
далеко не так.
Герметические Учения гласят, что человек может
использовать Закон против законов, что Высшая Воля превалирует над низшей,
пока, наконец, человек не достигнет ступени, на которой он найдёт убежище в
самом Законе и с презрением высмеет законы проявленного феноменального мира».
И это действительно так. Свобода не в
безответственности (как нередко хотят её понимать люди, сосредоточенные на
своих правах, желаниях и амбициях), но в познавании Закона, в любви к Закону,
в следовании Закону. Это - свобода духа (духовной Индивидуальности, облечённой
в смертную личность одного воплощения) от рабства у личности. Когда личность
становится чистым и совершенным проводником Воли-Любви-Мудрости духовной
Индивидуальности - только тогда она достигает истинной свободы (Свободы).
Всё вышесказанное полностью применимо и к астрологической практике. Ведь астролог сам должен найти убежище в Законе и помочь увидеть, осознать это убежище клиенту. Убежище жизни в Гармонии с Законом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий